На заре советской власти уездным камышинским милиционерам не хватало ни гимнастёрок, ни патронов

Об этом свидетельствует акт обследования, произведённого начальником саратовской губернской милиции Власенко и инструктором Наркевичем. Обследование проводилось с 12 по 16 июня 1923 года. Его текст хранится в государственном архиве Саратовской области.

Служба правопорядка прошла нелёгкий путь становления. Не было, наверное, ни одного периода в её истории, когда работа – в напряжённом ритме, с обширными обязанностями — складывалась без ЧП, а оснащение милиционеров велось бесперебойно и в полной мере. При этом кроме охраны порядка на подведомственной территории, борьбы с бандитами, самогонщиками, картёжниками, милиционеры помогали организовывать «светлое будущее» детям крестьян и рабочих. В те времена только начинало развиваться пионерское движение, ребята считались «младшими товарищами»  милиционеров, которых следовало воспитывать на примере собственной смелости и честности. Вот и воспитывали, хотя зачастую сами были голодными и неустроенными в быту.    

Делегаты камышинской пионерской конференции Груша и Ваня Крайниковы из Таловки, 1823 год   

goskatalog.ru

Как говорится в документе,  состав милиционеров был сформирован в соответствии с нормативами штатной численности: губмилицией утверждался штат из 126 человек, а уездным исполкомом — из 110 человек.

Если говорить о расположении, то уездное управление дислоцировалось в Камышине. Управление 1-го района — в Барановке. Оно обслуживало волости:  Саламатинскую, Котовскую, Антиповскую, Камышинскую и 2-ю Камышинскую. Под опекой управления 2-го района находилось с. Тарасово (оно также обслуживало Гусельскую, Тарасовскую, Бурлукскую и Тетеревятскую волости). Было и управление 3-го района — в селе Красный Яр (обслуживало Красноярскую, Н.-Добринскую, В.-Добринскую и Жирновскую волости).

Уточняется, что большинство милиционеров в городе — как холостых, так и семейных — размещались в отремонтированном общежитии. Помещение им предоставлялось и частично было отремонтировано местным коммунальным  отделом, являющимся над милицией шефом. Большая часть ремонта произведена средствами самой милиции. Те же из стражей порядка, кто не нуждался в казённых квартирах, жили на частных.

Финансовыми благами милиционеры похвастаться не могли. Кредиты отпускались несвоевременно и в недостаточном количестве. Жалованье городским сотрудникам последние два месяца перед вышеуказанным обследованием выплачивалось своевременно, а вот работникам в уезде — с опозданием.

Необходимость перемещаться на достаточно большие расстояния обусловила содержание в милиции лошадей. Всего их было 25. Из них: при управлении уездной советской милиции — 10, при 1-м районе — 7, при 2-м районе — 4 и при 3-м районе — тоже 4. Лошади, несмотря на беспрерывное  использование их на весенних полевых работах (отмечается, что средствами милиции засеяно 74 десятины различных культур), на момент проверки находились в хорошем состоянии.

Как уже было сказано, обеспечение самих милиционеров оставляло желать лучшего. В частности, в пункте, касающегося военно-хозяйственного довольствия, значится:   «Острый недостаток ощущается в летнем обмундировании, белье и обуви. Помимо обмундирования, полученного из губмилиции, на средства, отпущенные уездным исполкомом, заготовлено 43 летних гимнастерки и 38 летних шаровар. Случаев расхищения не было… Рекомендовать президиуму уездного исполнительного комитета принять срочные меры к заготовке летнего обмундирования, белья и обуви».

Проверка артиллерийского довольствия начальство тоже не порадовала: «Ощущается недостаток в боеприпасах, главным образом в револьверных патронах (сист. наган), а также острый недостаток в принадлежностях для чистки оружия».

Также проверяющие обратили внимание на условия содержания арестованных: «Задержанные милицией содержатся в арестном помещении при уголовном розыске. Караул — при арестном помещении от милиции. Задержанные при арестном помещении содержатся до одних суток, а в случае необходимости в дальнейшем содержании их под стражей передаются в исправтруддом. Продпаек задержанным не выдаётся».

Как работали люди в таких условиях, с каким результатом? Если верить отчёту за месяц (он тоже сохранился в архивах), с 1 января по 1 февраля того же 1923 года «поступило 476 писем, из них исполнено — 245, не исполнено — 229, так как нет денежных средств на перевозку. Составлено 15 протоколов, наложено штрафов — 543 рубля, взыскано — 208 руб., раскрыто 5 крупных краж, 15 мелких краж, самоубийств — 1, покушений на убийство — 1, убийств — 2, вооруженных ограблений — 1, незаконное хранение оружия — 2, задержано дезертиров — 10. Главное внимание уделено самогоноварению, взяточничеству, пьянству».

Подготовила Елена Кулыжкина

Фото на заставке: арест чекистами самогонщиков, 1920 г, из открытых источников Интернета

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель