28 июля отмечаются два праздника – День крещения Руси и День памяти князя Владимира

1031 год назад произошло событие, значительным образом повлиявшее на развитие России, – в 988 году крестился великий князь Владимир. За этим последовало начало крещения остального населения страны.

Будущий Креститель Руси родился около 960 года. Его отцом был князь Святослав, а матерью – Малуша, ключница бабушки Владимира – святой княгини Ольги. Правил он сначала – с 970 года – в Новгороде, а затем с 978-го и до смерти в 1015 году – в Киеве.

После крещения князь вернулся в Киев и привёз с собой православных священников. Первыми они крестили сыновей Владимира Святославича, затем бояр. Великий князь начал активно бороться с язычеством. По его приказу рубили идолов, которых он сам ещё недавно установил в столице Руси. По его инициативе священнослужители рассказывали народу о Христе и Евангелии. Итогом проповеди стал приказ Владимира Святославича всем гражданам явиться в Киев, на берег Днепра, чтобы принять святое крещение. Это событие стало первым в череде массовых крещений на Руси. Потом крестился Новгород. Затем – Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк и другие города. Последние сведения о языческих выступлениях в крупных городах – Новгороде, Ростове, Ярославле – относятся к 1070-м годам. С этого времени язычество как общественный фактор больше не прослеживается (с таковой его ролью не следует смешивать сохранение остатков языческих представлений в быту как сельского, так и городского населения). Принятие новой, единой веры стало серьёзным толчком к объединению русских земель.

При этом, согласно «Большой российской энциклопедии» (БРЭ), в отношении обстоятельств и времени крещения князя Владимира в древнерусских источниках нет единства. Согласно «Корсунской легенде», князь принял крещение в захваченном им городе Корсунь (в черте совр. Севастополя).  Существует и другая традиция, которая относит крещение Владимира к Киеву и ко времени за два года до взятия Корсуни.

До принятия христианства князь Владимир был жестоким правителем, опиравшимся, в первую очередь, на языческие традиции. Однако после личного крещения он изменился внутренне, что повлияло и на его внешнюю деятельность. После принятия христианства Владимир прекратил военные походы на соседей, воевал лишь с кочевниками – печенегами. Другой христианской добродетелью, с точки зрения Владимира, явилось милосердие богатых по отношению к бедным и убогим. Крестившись, Владимир стал прежде всего заботиться о больных и бедных. Согласно Начальной летописи Владимир: «…повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питье и яденье, и от схотьниц кунами (деньгами)». А тем, кто не мог приходить, немощным и больным, развозить припасы по дворам. Владимир также занимался развитием образования в своем княжестве — «учение книжное» стало предметом государственной заботы.

Христианизация Руси и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно равных основаниях.  Родственные связи русских князей XI–XII веков с западными монаршими семьями свидетельствуют об огромном престиже Руси среди всех народов Европы.

Иногда термин «крещение Руси» употребляется в широком смысле, обозначая длительный процесс постепенного проникновения христианства в Древнерусское государство в IX–X веках и христианизации населения, продлившийся десятилетия, а в некоторых областях – не одно столетие после крещения князя Владимира. Крещение князя и Древнерусского государства представлено в источниках в сложном международном контексте, прежде всего в связи с тесным военно-политическим союзом с Византией. Сохранившееся в летописи сказание об «испытании вер» князем Владимиром повествует о посольствах в Киев от мусульман из Волжской Булгарии, с Запада, от иудаизированных хазар, и из Византии, убеждавших князя принять их веру. Владимир отправил собственные посольства «в болгары», «в немцы», «в греки», чтобы «испытать их службу». После возвращения посольств он остановил свой выбор на христианстве византийского обряда, поразившего послов красотой богослужения, говорится в БРЭ. Несмотря на очевидную эпическую стилизацию этого сказания, данные иностранных источников позволяют полагать, что в нём в традиционной литературной форме говорится о вполне реальных внешнеполитических контактах Владимира, имевших религиозную подоплёку.

По информации historyrussia.org 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель