Социализация помогает детям с инвалидностью стать частью общества

Жизнь в социуме – это постоянное взаимодействие с окружающей средой, явлениями и людьми. В обычной ситуации навыки социальной коммуникации начинают закладываться с раннего детства, сначала внутри семьи, а затем и за её пределами. Детей, которые воспитываются в интернате, умению «общаться с миром» учат педагоги и наставники.

Специалисты «Солнечного дома», где воспитываются дети с ОВЗ ставят перед собой по-настоящему амбициозную задачу: не просто дать ребёнку школьный курс знаний, а подобно родителям научить его всему, что пригодится во взрослой жизни, вырастить полноценного члена общества.

Элементарная задача: приготовить ужин. Казалось бы, что здесь такого? Повседневная забота, отработанная большинством из нас, кажется, до автоматизма. Но за ней стоит целый ряд задач: пойти в магазин, выбрать нужные продукты, обратить внимание на их стоимость, сопоставить со своими финансовыми возможностями, расплатиться наличным или безналичным способом, принести всё это домой и правильно приготовить.

А теперь на секунду представьте, что никто и никогда вас этому не учил. Стоит не справиться хоть с одним из этих элементов и всё – ужин отменяется. Не умеешь пользоваться банковской картой – остался без ужина. Не рассчитал средства – остался без ужина. Не умеешь готовить… Понимаете? Чтобы легко делать всё это во взрослой жизни, нужно чтобы в детстве вас этому научили. Этим в том числе и занимаются специалисты «Солнечного дома».

А ведь жизнь это не только еда. Нужно уметь обращаться в банк (иначе откуда возьмётся банковская карта), поликлинику, МФЦ, пользоваться транспортом, ориентироваться в городе, наконец, чтобы найти нужную организацию. Всему этому воспитанников и обучают специалисты в рамках работы по социализации. Под руководством педагогов дети с ОВЗ сами учатся совершать покупки, занимать очередь, посещают различные учреждения и другие инфраструктурные объекты. Учатся жить в обществе.

— Одной из главных задач является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, развитие таких форм жизнеустройства, которые позволят детям с инвалидностью жить в условиях привычного социального окружения, а не в интернатах, — обращают внимание сотрудники учреждения.

Очень хорошо в этом процессе помогают даже самые обычные прогулки на свежем воздухе, ведь во время них опытные педагоги не только дают детям побегать и поиграть, но и отрабатывают с ними различные бытовые сценарии: ходят в магазины, кинотеатры и так далее.

— Прогулка является средством социализации детей-инвалидов, так как во время прогулки создаётся ситуация реальной связи ребёнка с жизнью в различных её проявлениях. Правильно организованные прогулки, способствуют развитию кругозора и социализации детей-инвалидов в общество, — уверяют специалисты «Солнечного дома».

И не доверять их словам нет повода – результаты говорят сами за себя! С начала действия программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в «Солнечном доме» её успешно освоили 32 ребёнка. Они получили дополнительное образование, освоили рабочие профессии и строят жизнь и семьи за пределами интерната.

Конечно, за этим стоит огромная работа, справиться с которой сотрудникам «Солнечного дома» помогает любовь к детям и делу, которым они занимаются. Но главное, благодаря этому ребята из интерната получили возможность влиться в общество, стать его частью. И оно того определённо стоит.

 

А. Германов

Фото из архива «Солнечного дома»

 

В регионе

В Волгоградской области совершенствуется взаимодействие служб ранней помощи детям.

Сегодня в региональной системе ранней помощи задействовано 1052 специалиста, из них около 300 – педагоги. В течение года организованы курсы повышение квалификации, которые проходят в том числе в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования (г.Москва), в Федеральном научном центре реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Минтруда России (г.Санкт-Петербург).

В Волгоградской области система ранней помощи совершенствуется на межведомственной основе. Работает 166 служб: 32 – в учреждениях социальной защиты населения, 56 – в образовательных организациях, 78 – в учреждениях здравоохранения. Высококвалифицированные специалисты ежегодно сопровождают более 2,5 тысяч малышей. 

Все пункты оснащены специализированным оборудованием, работа ведется с использованием новых эффективных технологий. Ресурсным центром по оказанию ранней помощи детям является областной психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центр). В 2022 году в него обратились и теперь сопровождаются 79 семей, воспитывающих 87 детей с различными нарушениями: проведено 362 индивидуальных занятий, 363 занятия в беби-группах и 161 в лого-группах.

 

Материал подготовлен в рамках проекта «Преодоление» по теме «Социальная адаптация и создание в Волгоградской области доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья». 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель