Жизнь в социуме – это постоянное взаимодействие с окружающей средой, явлениями и людьми. В обычной ситуации навыки социальной коммуникации начинают закладываться с раннего детства, сначала внутри семьи, а затем и за её пределами. Детей, которые воспитываются в интернате, умению «общаться с миром» учат педагоги и наставники.
Специалисты «Солнечного дома», где воспитываются дети с ОВЗ ставят перед собой по-настоящему амбициозную задачу: не просто дать ребёнку школьный курс знаний, а подобно родителям научить его всему, что пригодится во взрослой жизни, вырастить полноценного члена общества.
Элементарная задача: приготовить ужин. Казалось бы, что здесь такого? Повседневная забота, отработанная большинством из нас, кажется, до автоматизма. Но за ней стоит целый ряд задач: пойти в магазин, выбрать нужные продукты, обратить внимание на их стоимость, сопоставить со своими финансовыми возможностями, расплатиться наличным или безналичным способом, принести всё это домой и правильно приготовить.
А теперь на секунду представьте, что никто и никогда вас этому не учил. Стоит не справиться хоть с одним из этих элементов и всё – ужин отменяется. Не умеешь пользоваться банковской картой – остался без ужина. Не рассчитал средства – остался без ужина. Не умеешь готовить… Понимаете? Чтобы легко делать всё это во взрослой жизни, нужно чтобы в детстве вас этому научили. Этим в том числе и занимаются специалисты «Солнечного дома».
А ведь жизнь это не только еда. Нужно уметь обращаться в банк (иначе откуда возьмётся банковская карта), поликлинику, МФЦ, пользоваться транспортом, ориентироваться в городе, наконец, чтобы найти нужную организацию. Всему этому воспитанников и обучают специалисты в рамках работы по социализации. Под руководством педагогов дети с ОВЗ сами учатся совершать покупки, занимать очередь, посещают различные учреждения и другие инфраструктурные объекты. Учатся жить в обществе.
— Одной из главных задач является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду, развитие таких форм жизнеустройства, которые позволят детям с инвалидностью жить в условиях привычного социального окружения, а не в интернатах, — обращают внимание сотрудники учреждения.
Очень хорошо в этом процессе помогают даже самые обычные прогулки на свежем воздухе, ведь во время них опытные педагоги не только дают детям побегать и поиграть, но и отрабатывают с ними различные бытовые сценарии: ходят в магазины, кинотеатры и так далее.
— Прогулка является средством социализации детей-инвалидов, так как во время прогулки создаётся ситуация реальной связи ребёнка с жизнью в различных её проявлениях. Правильно организованные прогулки, способствуют развитию кругозора и социализации детей-инвалидов в общество, — уверяют специалисты «Солнечного дома».
И не доверять их словам нет повода – результаты говорят сами за себя! С начала действия программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в «Солнечном доме» её успешно освоили 32 ребёнка. Они получили дополнительное образование, освоили рабочие профессии и строят жизнь и семьи за пределами интерната.
Конечно, за этим стоит огромная работа, справиться с которой сотрудникам «Солнечного дома» помогает любовь к детям и делу, которым они занимаются. Но главное, благодаря этому ребята из интерната получили возможность влиться в общество, стать его частью. И оно того определённо стоит.
А. Германов
Фото из архива «Солнечного дома»
В регионе
В Волгоградской области совершенствуется взаимодействие служб ранней помощи детям.
Сегодня в региональной системе ранней помощи задействовано 1052 специалиста, из них около 300 – педагоги. В течение года организованы курсы повышение квалификации, которые проходят в том числе в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования (г.Москва), в Федеральном научном центре реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Минтруда России (г.Санкт-Петербург).
В Волгоградской области система ранней помощи совершенствуется на межведомственной основе. Работает 166 служб: 32 – в учреждениях социальной защиты населения, 56 – в образовательных организациях, 78 – в учреждениях здравоохранения. Высококвалифицированные специалисты ежегодно сопровождают более 2,5 тысяч малышей.
Все пункты оснащены специализированным оборудованием, работа ведется с использованием новых эффективных технологий. Ресурсным центром по оказанию ранней помощи детям является областной психолого-медико-социального сопровождения (ППМС-центр). В 2022 году в него обратились и теперь сопровождаются 79 семей, воспитывающих 87 детей с различными нарушениями: проведено 362 индивидуальных занятий, 363 занятия в беби-группах и 161 в лого-группах.
Материал подготовлен в рамках проекта «Преодоление» по теме «Социальная адаптация и создание в Волгоградской области доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья».