Города – они как люди: у каждого свой характер. Одни с первого взгляда приковывают к себе внимание, приглашая познакомиться поближе. А другие не спешат довериться первому встречному, посвящая в свою жизнь только тех, кто сам этого захочет. В числе этих других – самый большой населённый пункт нашего района Петров Вал. Ежедневно принимая у себя пассажиров дальнего следования, он не может похвастаться ни живописной местностью, ни обилием зелени, и только безмолвные памятники, установленные рядом с вокзалом, приоткрывают пытливому взору одну из страничек великой и трагической летописи его судьбы.
Во славу вечную и память
Для какого-нибудь любителя приключений, решившего отстать от поезда и обойти все памятные места Петрова Вала, экскурсию по городу можно было бы начать прямо со здания вокзала, который осенью этого года отметит 70-летний юбилей. Спроектированный в 1949 году Харьковским отделением Министерства путей сообщения и построенный в так называемом псевдоклассическом стиле, этот объект сталинской архитектуры был задуман как памятник свершившегося триумфа – символ победы советского народа над фашизмом. И хотя возведён он был в послевоенное время, его родословная, как и самого города, начиналась в 1942 году, когда первый железнодорожный вокзал располагался в землянке.
Историю рождения города, обязанного своим появлением строительству Волжской рокады, хранят мемориалы на привокзальной площади, установленные здесь в разные годы и посвящённые железнодорожникам, строителям и защитникам фронтовой магистрали. Это история о беспримерном трудовом подвиге, позволившем всего за шесть месяцев под бомбёжками построить почти тысячекилометровую линию, ставшую дорогой жизни для осаждённого Сталинграда.
Подвиг всех участников строительства Волжской рокады увековечили в 2021-м году нынешние поколения железнодорожников в одноимённом мемориальном комплексе, где установлены памятный знак, посвящённый строителям и первопроходцам участка Иловля – Петров Вал – Саратов, фонтан в форме звезды и ретро-паровоз серии Эр 774-69.
Современный мемориал органично дополнил памятную стелу с крылатыми строчками Ольги Берггольц «Никто не забыт – ничто не забыто». Это не только старейший памятный знак города и первый обелиск в честь погибших строителей рокады. Установленный прямо на братской могиле, это памятник с собственной историей, которая началась в годы Великой Отечественной войны и продолжилась уже в мирное время благодаря живой памяти взрослых петроввальцев и юных поисковиков.
В 1942-1943-м годах погибших во время бомбёжек строителей рокады хоронили сразу за железнодорожным путями, но когда станция начала расти и появились жилые дома, захоронение оказалось прямо на улице. В то время в центре привокзальной площади располагался памятник сидящим вождям, который после знаменитого ХХ съезда КПСС был демонтирован: сначала убрали фигуру Сталина, а потом и Ленина — в одиночестве он выглядел странно. На образовавшемся пустыре 9 мая 1965 года со всеми воинскими почестями были перезахоронены останки военных строителей и железнодорожников.
Скромный безымянный обелиск, установленный тогда на братской могиле, возможно, дожил бы и до наших дней, но в семидесятые годы ученик петроввальской школы № 7 Валерий Пустошкин, ставший впоследствии заслуженным художником РФ, отправил на конкурс эскиз нового памятника. Эскиз выиграл конкурс, а место захоронения в год тридцатилетия победы увенчал новый мемориал – тот, каким мы знаем его сегодня. А вот имена погибших героев появились у подножия стелы в результате совместной деятельности петроввальских школьников и поисковиков камышинского отряда «Багратион»: обнаруженные в окрестностях города останки солдат также покоятся в братской могиле.
О судьбе этого обелиска, соединившего в себе фронтовой подвиг участников великого строительства, деятельную память их потомков и творческий замысел художника, сегодня известно благодаря большой исследовательской работе, которую в 2015 году провели педагоги и ученики школы № 7, увековечив историю памятника в специальном проекте.
Перекличка эпох
Символом преемственности воинского подвига и живой памяти «горит» на главной улице города красная звезда, обрамляющая боевой патрон и украшенная чёрным степным цветком. Сюда петроввальцы приходят вспомнить своих одноклассников, мужей, сыновей, погибших в мирное время на чужой земле.
Открытие памятника воинам-интернационалистам, изготовленного на общественные средства и по инициативе ветеранов «Боевого братства», было приурочено к 24-й годовщине вывода советских войск из Афганистана, но «Чёрный тюльпан», как его нарекли в народе, стал местом поклонения участникам всех локальных конфликтов: от Северного Кавказа и Сирии до современного Донбасса. Имена погибших можно прочитать на каменных валунах, которых по задумке должно было быть гораздо меньше. Совсем недавно здесь увековечили имена двоих выпускников школы № 31…
Практически все петроввальские памятники расположены в непосредственной близости друг к другу, так что эпохи буквально перетекают одна в другую. Недалеко от «Чёрного тюльпана» вот уже более сорока лет смотрит свысока на проходящих мимо людей Владимир Ильич Ленин – возможно, и не уникальный архитектурный объект, но уж точно недооценённый в качестве местной достопримечательности.
Во-первых, петроввальский Ленин – единственный (на сегодняшний день) оставшийся «в живых» памятник вождю в нашем районе, причём стоит он на том же месте, где был возведён в 1978 году. А во-вторых, положение его правой руки настолько нехарактерно для подобных типовых изображений Ильича, что особо дотошные туристы задаются вопросом: «А не было ли рядом ещё какой-нибудь фигуры или объекта?». И действительно, на специальном сайте, где собраны более десяти тысяч изображений памятников Ленину со всей страны и за её пределами (в том числе уже снесённых), нам из более чем двух тысяч отсмотренных не удалось найти ни одного близнеца петроввальской скульптуры. А уж если вспомнить о печальной участи уже упомянутого демонтированного памятника вождям на привокзальной площади, о котором сегодня помнят немногие старожилы, велик соблазн предположить, что второго Ильича тоже могли со временем «отредактировать».
Впрочем, сравнительно молодой возраст памятника, а также документы на него, хранящиеся в администрации городского поселения, указывают на то, что Ленин таким и был создан. Более того, за 44 года он ни разу основательно не обновлялся – до прошлого года, когда капитальная реставрация буквально спасла рассыпающегося Ильича. Мастер по декоративной и венецианской штукатурке Павел Колотыгин не только восстановил памятник, но и покрыл его специальным, атмосферостойким лаком.
Работая над памятником, Павел Николаевич, по его признанию, был поражён, с какой благодарностью жители города отнеслись к его деятельности: незнакомые люди приносили мастеру горячие пирожки и дарили цветы. Не из любви к личности вождя – из желания сохранить историю родного города.
А история, запечатлённая в петроввальских памятниках, уводит нас дальше, в глубь веков, когда здешние места были выбраны Петром Первым для дерзкого, амбициозного предприятия –строительства Волго-Донского судоходного канала. Небольшое междуречье Иловли и Камышинки, известное как переволока, стало не только территорией масштабной стройки, которая, увы, не увенчалась успехом, но и кладбищем для тысяч строителей, а ещё — повестью о трусости и самоотверженности.
Сегодня следы этого незавершённого проекта – искусственные русла с валами — являются объектами культурного наследия Волгоградской области, а образ первого российского императора увековечен у входа в городской парк — в бронзовом бюсте работы художника и скульптора Александра Безрукова. А под сенью петровского образа нашли себе место барельефы по мотивам исторических событий, связанных со становлением Петрова Вала – маленького города, своим рождением обязанного причудливому соединению двух великих исторических эпох.
Надежда Каширина.
Фото из архива редакции.