Камышинская земля славится искусными мастерами

История сохранила для нас свидетельства разнообразия ремёсел и промыслов, обеспечивающих бойкую торговлю и способствующих развитию сёл, располагавшихся на территории Камышинского уезда, и имена знатных умельцев. Сегодня традиции наших далёких предков и земляков продолжают их преемники, сохраняя и передавая молодым поколениям культурное наследие дедов и прадедов.

Край камнетёсов и кружевниц

История Камышинского района – это история в лицах, где каждое сельское поселение имеет и собственный портрет с характерными чертами, доставшимися в наследство от далёких предков, и своё генеалогическое древо, и «фамильные» драгоценности, из которых материальные хранятся сегодня в музейных архивах, а нематериальные передаются из поколения в поколение.

Доведётся незнакомцу в наших краях встретить аборигенов из Антиповки – расскажут ему о том, как исстари жители села сеяли пшеницу, рожь, овёс и просо, выращивали арбузы да ловили рыбу. Многие крестьяне занимались ещё и ломкой камня – его отвозили в Камышин и продавали для строительства фундаментов домов.  

Жители Терновки, основанной в 18 веке на берегу одноимённой реки, поведают о своих предках, которые, кроме скотоводства и хлебопашества, занимались довольно выгодным делом – изготовлением мельничных жерновов. В качестве строительного материала (а мельничные камни пользовались большим спросом в Приволжье) сельские камнетёсы использовали местные валуны, за сходство с хлебным караваем названные учёными терновскими караваями и представлявшими немалую ценность для науки.

Свой «каменный бизнес» был до революции и у жителей Верхней Добринки – с 1860-го года здесь активно производили молотильные камни. Есть сведения, что первый образец такого камня сюда завезли переселенцы из Таврической губернии, далёкие предки нынешних крымчан.  Как и другие жители немецких колоний, верхнедобринцы активно занимались хлебопашеством и садоводством, причём, как отмечают историки, первыми из колонистов занялись селекцией новых сортов яблонь и выращиванием саженцев плодовых деревьев на продажу.

А щербаковские виноградники (сейчас это территория Воднобуерачного сельского поселения) в 1768 году очаровали учёного и путешественника Петра Палласа, который не мог вообразить такое чудо в засушливом крае. «Первый разводчик винограда между колонистами, — записал Паллас в своих заметках, — был некто по имени Иоган Филип Пейлер… Он имеет в двух садах около трёх тысяч плодовитых виноградных лоз».

В немецких колониях большой популярностью пользовался арбузный мёд – нардек. В Информационном центре-музее «Традиции и быт поселений немцев Поволжья», расположенном в Нижней Добринке, есть подробный рецепт приготовления традиционного нардека, для варки которого колонисты применяли «котловой» способ. Лакомство варили в больших чугунных котлах до 100 вёдер, установленных над очагом (ямой): котёл возвышался на 50 см над уровнем земли, а снаружи его обмазывали глиной, оставляя несколько отдушин для выхода дыма. Готовили мёд на медленном огне, до густоты дёгтя и пригорания. В нардеке колонисты варили и ягоды, и плоды, — получался арбузный мёд с цукатами…

Если собрать в единую картину все ремёсла и промыслы, которыми и кормились, и занимались для души наши далёкие предки, то будут на этом холсте мукомольное, гончарное и лесопильное  производства, сарпиночный промысел, получивший широкую известность даже за пределами России. Сельчане изготавливали знаменитые веялки-колонистки, выращивали табак, солили и вялили рыбу. Женщины занимались ткачеством, плетением изделий из лозы и соломки, из речных ракушек делали пуговицы, вышивали, вязали. В сёлах были свои плотники, пильщики, ткачи, портные и сапожники.

Своему делу мастера старались обучить молодёжь – знания и опыт передавались не только от отца к сыну и от мастера к подмастерью, но и приобретались в ремесленных училищах. К примеру, в Усть-Грязнухе, где на рубеже 19 и 20 веков просвещение и культура получили наивысший в дореволюционный период расцвет, ввели обучение мальчиков столярному и слесарному делу, а для девочек организовали в селе школу кружевниц – спрос на немецкое кружево был огромный. Изделия кружевниц пользовались большим успехом не только в губернии, но и далеко за её пределами, их посылали даже за границу.

Имя им – Золотые руки

Сегодня живут на нашей земле люди, чьи рукотворные работы поражают воображение и пробуждают в нас ощущение чуда. Более 120 мастеров декоративно – прикладного искусства,  проживающие в Камышинском районе, трудятся в самых разнообразных техниках рукодельного творчества, активно участвуют и получают заслуженные награды в конкурсах различного уровня, представляют свои работы на районных, областных и межрегиональных выставках, а некоторые из них входят в гильдию мастеров Волгоградской области.

Из чего только ни делают они свои шедевры! В ход идут и традиционные материалы, которые задолго до них использовали их далёкие предки — лоза и соломка, глина и дерево, металл и камень, натуральная шерсть и пух, и так называемые бросовые — от старых газет и картонных коробок до пластиковых бутылок. И в уникальных вещицах, выходящих из-под их умелых и беспокойных рук, уживаются разные эпохи, традиционные «бабушкины» техники соседствуют с современными технологиями и новаторскими, оригинальными приёмами.

Мастеровое сообщество районных прикладников – большая дружная семья, в которой все чему-то всё время учатся. Азартные, как все творческие натуры, участники этого сообщества отыскивают в Интернете, практикуют на семинарах и перенимают друг у друга что-то новое и ещё неизведанное. Как следствие – декоративно-прикладное творчество в районе периодически штормит, оно переживает какой-нибудь очередной бум, как, например, в период поголовного увлечения мастеров изготовлением картин из фоамирана или конфетных букетов.

Если чья-то страсть к новой технике постепенно проходит, оставляя после себя красивые рукотворные результаты пережитой влюблённости, то у кого-то, всё время совершенствуясь, становится главным (или одним из главных) направлением творчества. Так случилось с мастером ДПИ из Дворянского  Натальей Рожковой, которую когда-то её коллеги по цеху из Госсстанции заразили работой с гофрированным картоном. С этих пор со своими картонными шедеврами – патефоном, самоваром, гитарами, бокалами и вазами в натуральную величину — Наталья неоднократно становилась победителем областных конкурсов и выставок.

Мастера-золотые руки творят красоту во всех уголках нашего района. Саломатинские рукодельницы работают в технике квиллинг (с использованием скрученных полосок бумаги), практикуют бисероплетение, вышивку крестиком и вышивку без иглы (пэчворк), делают поделки из бросового материала и шпагата. В коллекциях мастеров Чухонастовского сельского поселения можно увидеть не только плетёные корзины разных форм и размеров, но и подносы, вазы, декоративные люльки и много другое. Экологичность и практичность изделий делает их востребованными у односельчан: почти в каждом доме села есть работы, выполненные мастерами.

Жители села Костарёво свои поделки плетут из шпагата, причём некоторые работы вошли в книгу Волгоградских мастеров. В Семёновке дома сельских жителей украшают вышитые бисером иконы и картины, выполненные умелыми руками их талантливых земляков. Ткут ковры верхнедобринские умелицы. В Таловке создают шедевры из бисера и занимаются пошивом сценических костюмов.

Стилизованные народные костюмы вот уже 14 лет подряд шьёт Людмила Эгель из Воднобуерачного. Мастер создала более 200 моделей: в её русских, украинских, немецких костюмах (народов, проживающих в районе) выступают участники художественной самодеятельности. Сценические наряды для творческих коллективов создаёт и «швея с детства» Ольга Федоров из Вихлянцева, которой искусство шить и пороть досталось по наследству от бабушки-портнихи.

Наследие «старины далёкой» сохраняют и в Петровом Вале, самом молодом населённом пункте Камышинского района. Сегодня город объединяет в себе традиции разных народов. Рукодельницы шьют кухонные принадлежности и диванные подушки, занимаются изготовлением  текстильных развивающих игр, вяжут чрезвычайно популярные в наши дни игрушки, которыми можно не только играть, но и украсить интерьер дома или нацепить на сумочку в качестве брелока.

Очень популярно у наших мастеров кукольное направление. Текстильные куклы  изготавливают, применяя самые разные техники и материалы, практически в каждом поселении района: традиционные и авторские, игровые, обрядовые, обереговые и интерьерные, большие и совсем крохотные. Традиционные текстильные куклы шьёт Елена Чернова из Сестрёнок, куклами в чулочной технике увлекается Татьяна Танасиенко из Воднобуерачного. Интерьерная текстильная кукла Снежка стала визитной карточкой и принесла настоящую славу мастеру из Госстанции Марине Гиберт.

Своему искусству, продолжая традиции предков-мастеровых, сельские и петроввальские мастера обучают юных жителей района – в сельских клубах и Домах культуры работают кружки рукоделия. Коллективные и авторские работы начинающих мастеров ДПИ украшают районные праздники и ежегодно участвуют в традиционной сезонной выставке в историко-краеведческом музее. Так плетётся бесконечное кружево времени, соединяя в причудливом узоре прошлое и настоящее и терпеливо пестуя нарождающийся завтрашний день.  

Надежда Каширина.

Фото из архива редакции и с официальных страниц в ВК Природного парка Щербаковский (Информационный центр-музей «Традиции и быт поселений немцев Поволжья») и Саратовского областного музея краеведения.

На снимках:

Выставка-ярмарка на Троицын день в Ельшанке.

Наличник и фронтон дома, село Нижняя Добринка. Резьба местных умельцев, потомков немецких колонистов, начало XX в.

Варка арбузного меда. С картины Я.Я. Вебера. 1937 г.

Плетение из соломки. Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья, село Альт-Варенбург. 1929 г.

Женские украшения из бисера, выполненные мастером из Воднобуерачного Верой Макаревич, носят и сельские девчонки, и зрелые дамы.  

Триптих из джута от мастериц Госселекстанции «Российская глубинка». 

Мастер декоративно-прикладного искусства из Петрова Вала Ирина Зайцева со своими изделиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель