
История сохранила для нас свидетельства разнообразия ремёсел и промыслов, обеспечивающих бойкую торговлю и способствующих развитию сёл, располагавшихся на территории Камышинского уезда, и имена знатных умельцев. Сегодня традиции наших далёких предков и земляков продолжают их преемники, сохраняя и передавая молодым поколениям культурное наследие дедов и прадедов.
Край камнетёсов и кружевниц
История Камышинского района – это история в лицах, где каждое сельское поселение имеет и собственный портрет с характерными чертами, доставшимися в наследство от далёких предков, и своё генеалогическое древо, и «фамильные» драгоценности, из которых материальные хранятся сегодня в музейных архивах, а нематериальные передаются из поколения в поколение.
Доведётся незнакомцу в наших краях встретить аборигенов из Антиповки – расскажут ему о том, как исстари жители села сеяли пшеницу, рожь, овёс и просо, выращивали арбузы да ловили рыбу. Многие крестьяне занимались ещё и ломкой камня – его отвозили в Камышин и продавали для строительства фундаментов домов.
Жители Терновки, основанной в 18 веке на берегу одноимённой реки, поведают о своих предках, которые, кроме скотоводства и хлебопашества, занимались довольно выгодным делом – изготовлением мельничных жерновов. В качестве строительного материала (а мельничные камни пользовались большим спросом в Приволжье) сельские камнетёсы использовали местные валуны, за сходство с хлебным караваем названные учёными терновскими караваями и представлявшими немалую ценность для науки.
Свой «каменный бизнес» был до революции и у жителей Верхней Добринки – с 1860-го года здесь активно производили молотильные камни. Есть сведения, что первый образец такого камня сюда завезли переселенцы из Таврической губернии, далёкие предки нынешних крымчан. Как и другие жители немецких колоний, верхнедобринцы активно занимались хлебопашеством и садоводством, причём, как отмечают историки, первыми из колонистов занялись селекцией новых сортов яблонь и выращиванием саженцев плодовых деревьев на продажу.
А щербаковские виноградники (сейчас это территория Воднобуерачного сельского поселения) в 1768 году очаровали учёного и путешественника Петра Палласа, который не мог вообразить такое чудо в засушливом крае. «Первый разводчик винограда между колонистами, — записал Паллас в своих заметках, — был некто по имени Иоган Филип Пейлер… Он имеет в двух садах около трёх тысяч плодовитых виноградных лоз».
В немецких колониях большой популярностью пользовался арбузный мёд – нардек. В Информационном центре-музее «Традиции и быт поселений немцев Поволжья», расположенном в Нижней Добринке, есть подробный рецепт приготовления традиционного нардека, для варки которого колонисты применяли «котловой» способ. Лакомство варили в больших чугунных котлах до 100 вёдер, установленных над очагом (ямой): котёл возвышался на 50 см над уровнем земли, а снаружи его обмазывали глиной, оставляя несколько отдушин для выхода дыма. Готовили мёд на медленном огне, до густоты дёгтя и пригорания. В нардеке колонисты варили и ягоды, и плоды, — получался арбузный мёд с цукатами…
Если собрать в единую картину все ремёсла и промыслы, которыми и кормились, и занимались для души наши далёкие предки, то будут на этом холсте мукомольное, гончарное и лесопильное производства, сарпиночный промысел, получивший широкую известность даже за пределами России. Сельчане изготавливали знаменитые веялки-колонистки, выращивали табак, солили и вялили рыбу. Женщины занимались ткачеством, плетением изделий из лозы и соломки, из речных ракушек делали пуговицы, вышивали, вязали. В сёлах были свои плотники, пильщики, ткачи, портные и сапожники.
Своему делу мастера старались обучить молодёжь – знания и опыт передавались не только от отца к сыну и от мастера к подмастерью, но и приобретались в ремесленных училищах. К примеру, в Усть-Грязнухе, где на рубеже 19 и 20 веков просвещение и культура получили наивысший в дореволюционный период расцвет, ввели обучение мальчиков столярному и слесарному делу, а для девочек организовали в селе школу кружевниц – спрос на немецкое кружево был огромный. Изделия кружевниц пользовались большим успехом не только в губернии, но и далеко за её пределами, их посылали даже за границу.
Имя им – Золотые руки
Сегодня живут на нашей земле люди, чьи рукотворные работы поражают воображение и пробуждают в нас ощущение чуда. Более 120 мастеров декоративно – прикладного искусства, проживающие в Камышинском районе, трудятся в самых разнообразных техниках рукодельного творчества, активно участвуют и получают заслуженные награды в конкурсах различного уровня, представляют свои работы на районных, областных и межрегиональных выставках, а некоторые из них входят в гильдию мастеров Волгоградской области.
Из чего только ни делают они свои шедевры! В ход идут и традиционные материалы, которые задолго до них использовали их далёкие предки — лоза и соломка, глина и дерево, металл и камень, натуральная шерсть и пух, и так называемые бросовые — от старых газет и картонных коробок до пластиковых бутылок. И в уникальных вещицах, выходящих из-под их умелых и беспокойных рук, уживаются разные эпохи, традиционные «бабушкины» техники соседствуют с современными технологиями и новаторскими, оригинальными приёмами.
Мастеровое сообщество районных прикладников – большая дружная семья, в которой все чему-то всё время учатся. Азартные, как все творческие натуры, участники этого сообщества отыскивают в Интернете, практикуют на семинарах и перенимают друг у друга что-то новое и ещё неизведанное. Как следствие – декоративно-прикладное творчество в районе периодически штормит, оно переживает какой-нибудь очередной бум, как, например, в период поголовного увлечения мастеров изготовлением картин из фоамирана или конфетных букетов.
Если чья-то страсть к новой технике постепенно проходит, оставляя после себя красивые рукотворные результаты пережитой влюблённости, то у кого-то, всё время совершенствуясь, становится главным (или одним из главных) направлением творчества. Так случилось с мастером ДПИ из Дворянского Натальей Рожковой, которую когда-то её коллеги по цеху из Госсстанции заразили работой с гофрированным картоном. С этих пор со своими картонными шедеврами – патефоном, самоваром, гитарами, бокалами и вазами в натуральную величину — Наталья неоднократно становилась победителем областных конкурсов и выставок.
Мастера-золотые руки творят красоту во всех уголках нашего района. Саломатинские рукодельницы работают в технике квиллинг (с использованием скрученных полосок бумаги), практикуют бисероплетение, вышивку крестиком и вышивку без иглы (пэчворк), делают поделки из бросового материала и шпагата. В коллекциях мастеров Чухонастовского сельского поселения можно увидеть не только плетёные корзины разных форм и размеров, но и подносы, вазы, декоративные люльки и много другое. Экологичность и практичность изделий делает их востребованными у односельчан: почти в каждом доме села есть работы, выполненные мастерами.
Жители села Костарёво свои поделки плетут из шпагата, причём некоторые работы вошли в книгу Волгоградских мастеров. В Семёновке дома сельских жителей украшают вышитые бисером иконы и картины, выполненные умелыми руками их талантливых земляков. Ткут ковры верхнедобринские умелицы. В Таловке создают шедевры из бисера и занимаются пошивом сценических костюмов.
Стилизованные народные костюмы вот уже 14 лет подряд шьёт Людмила Эгель из Воднобуерачного. Мастер создала более 200 моделей: в её русских, украинских, немецких костюмах (народов, проживающих в районе) выступают участники художественной самодеятельности. Сценические наряды для творческих коллективов создаёт и «швея с детства» Ольга Федоров из Вихлянцева, которой искусство шить и пороть досталось по наследству от бабушки-портнихи.
Наследие «старины далёкой» сохраняют и в Петровом Вале, самом молодом населённом пункте Камышинского района. Сегодня город объединяет в себе традиции разных народов. Рукодельницы шьют кухонные принадлежности и диванные подушки, занимаются изготовлением текстильных развивающих игр, вяжут чрезвычайно популярные в наши дни игрушки, которыми можно не только играть, но и украсить интерьер дома или нацепить на сумочку в качестве брелока.
Очень популярно у наших мастеров кукольное направление. Текстильные куклы изготавливают, применяя самые разные техники и материалы, практически в каждом поселении района: традиционные и авторские, игровые, обрядовые, обереговые и интерьерные, большие и совсем крохотные. Традиционные текстильные куклы шьёт Елена Чернова из Сестрёнок, куклами в чулочной технике увлекается Татьяна Танасиенко из Воднобуерачного. Интерьерная текстильная кукла Снежка стала визитной карточкой и принесла настоящую славу мастеру из Госстанции Марине Гиберт.
Своему искусству, продолжая традиции предков-мастеровых, сельские и петроввальские мастера обучают юных жителей района – в сельских клубах и Домах культуры работают кружки рукоделия. Коллективные и авторские работы начинающих мастеров ДПИ украшают районные праздники и ежегодно участвуют в традиционной сезонной выставке в историко-краеведческом музее. Так плетётся бесконечное кружево времени, соединяя в причудливом узоре прошлое и настоящее и терпеливо пестуя нарождающийся завтрашний день.
Надежда Каширина.
Фото из архива редакции и с официальных страниц в ВК Природного парка Щербаковский (Информационный центр-музей «Традиции и быт поселений немцев Поволжья») и Саратовского областного музея краеведения.
На снимках:
Выставка-ярмарка на Троицын день в Ельшанке.
Наличник и фронтон дома, село Нижняя Добринка. Резьба местных умельцев, потомков немецких колонистов, начало XX в.
Варка арбузного меда. С картины Я.Я. Вебера. 1937 г.
Плетение из соломки. Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья, село Альт-Варенбург. 1929 г.
Женские украшения из бисера, выполненные мастером из Воднобуерачного Верой Макаревич, носят и сельские девчонки, и зрелые дамы.
Триптих из джута от мастериц Госселекстанции «Российская глубинка».
Мастер декоративно-прикладного искусства из Петрова Вала Ирина Зайцева со своими изделиями.