Сегодня отмечается профессиональный праздник воспитателей и всех дошкольных работников. Роль воспитателей в жизни маленького человека очень велика, ведь именно они вместе с родителями малышей закладывают основу для формирования будущей личности. О том, как она пришла в профессию, какие методы использует в работе и каковы цели её педагогической деятельности, рассказала Галина Сергеевна Растрогина – воспитатель Лебяженского детского сада.
Она работает в двух группах. Старшей, где двадцать четыре ребёнка, и средней, состоящей из двадцати трёх воспитанников. Все подвижные и озорные. А поскольку мальчиков больше, из групп часто слышатся характерные звуки «мужских» игр: то «буксуют» на машинках, то «ремонтируют». Или, бегая и прыгая, исследуют пространство. Мало покажется горизонтального – «перетекают» в вертикальную плоскость, стараясь забираться куда-нибудь повыше. Девочки, понятное дело, от них не отстают. Глаз да глаз нужен за всеми непоседами и почемучками, да ещё терпение и огромная ответственность.
Галина Сергеевна рассказала, что правильному поведению с маленькими детьми научили её ещё родители, Зоя Андреевна и Сергей Яковлевич Лемякины. Их семья жила в Семипалатинске. Мама работала инженером, а отец преподавал в школе черчение и военное дело. Оба были творческими людьми (папа даже в оперетте пел), спокойными, любящими и мудрыми.
– Они никогда ничего мне не навязывали, но всегда корректно и доброжелательно наставляли. На все мои «почему» я получала вполне развёрнутые ответы. Часто вместе мы ходили в театр, выезжали на природу, – делится Галина Растрогина.
Конечно, благодаря работе отца она видела и изнанку педагогики. Тогда и поняла: раз ребятишки проводят в образовательном учреждении много времени, чтобы находить с ними общий язык, самой нужно быть немножко ребёнком. Более того – учиться у своих подопечных. «Мои мальчишки и девчонки живут в открытом, добром, наивном мире. Они ждут от него какого-то чуда и меня подталкивают к этому же», – рассказывает воспитатель.
По её словам, дети 2012-го года, когда ей посчастливилось прийти работать в садик, и нынешние, не сильно отличаются. Они такие же добрые и любознательные. Даже засилие гаджетов их испортить не может, если открывать им мир в другом формате, показывать, как многогранна реальность.
Уделяют этому время родители и воспитатели (допустим, из песка или пластилина можно сделать фигуру любимого сказочного персонажа) – результат обязательно будет. Загорятся глаза, когда на экране предстанут герои старых добрых мультфильмов по сказкам В.Г. Сутеева. Выслушает воспитатель мнение ребят глаза в глаза, и они послушают и услышат, что такое хорошо и что такое плохо.
«Мы тебя всё равно любим!»
Галина Растрогина отмечает, что развитие самостоятельной деятельности её воспитанников зависит от содержания и формы непосредственного общения педагога с каждым ребёнком. Главное – не научить ребят считать и читать, а заложить в них чувство нужности, социально адаптировать, раскрыть то, что дано от природы. Педагогу следует поощрять проявление инициативы и выдумки, желание делать что-то вместе со взрослыми. Иногда полезно и самой поиграть, не скупиться на ласку, обратиться к ребёнку с похвалой по имени.
Всем, и детям, и взрослым, поднимают настроение и располагают к взаимному доверию театрализованные представления на утренниках.
– Очень люблю образы Деда Мороза, Снегурочки, Красной Шапочки. Но больше всего эмоций мне почему-то дарят перевоплощения в отрицательных персонажей, – смеётся Галина Растрогина. – Как, например, можно не попасть под обаяние изобретательной и шустрой Бабы-яги? Бывает, детвора подбегает ко мне всей толпой и начинает обнимать. Я стараюсь им втолковать: «Вы что? Я же Баба-яга! Я страшная!» А они отвечают: «Ну и что, мы тебя всё равно любим!»
Конечно, когда веселье уляжется, мы обязательно проговорим не самые лучшие поступки сказочной бабули и то, как она исправилась, за что вполне достойна симпатии.
Не сотвори в семье кумира
Ни разу наша героиня не пожалела о выборе профессии воспитателя. Говорит, что самое сложное для неё – это взаимодействие с родителями. Ведь для каждых мамы и папы собственный ребёнок является центром мира, который они стараются оберегать от любых возможных трудностей. Иногда, требуя, чтобы он поступал не так, как хочет, а как правильно с их, родительской, точки зрения, мешают полноценно развиваться.
Чрезмерная опека и гиперлюбовь, по убеждению воспитателя, могут привести к тому, что дети станут зависимыми от чужого мнения, попадут под влияние извне, не смогут принять решения и обслужить даже сами себя.
– Любящим родителям, бабушкам и дедушкам нужно уметь различать, когда их малышу необходимы участие и помощь, а когда он в состоянии со всем справиться, надо лишь хорошенько постараться. Также стоит перестать решать за него все затруднительные вопросы и позволить что-то попробовать, ошибиться, но сделать собственный вывод, – подытоживает Галина Растрогина.
– Кстати, о детских выводах. Вам, наверное, часто приходится слышать смешные мнения, высказывания воспитанников?
– Да, они умеют поднять настроение. Как-то мы торжественно провожали наших семилеток в школу. А одна шестилетняя девочка с нетерпением спросила: «Ну когда же я сяду за парту?!» Ей объяснили, что на следующий год, только немного подрастёт. Она округлила глаза: «Я же буду такая старая???»
Сердце отдаёт детям
У Василия Сухомлинского есть замечательные слова: «… чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Галина Сергеевна Растрогина вкладывает частичку своего сердца и души в каждую встречу с ребятишками. В 2022 – 2023 годах она участвовала в профессиональных конкурсах «Воспитатель года», муниципальном и региональном.
Рассказывая о местном, говорит, что самым сложным оказался третий этап, когда предстояло провести открытое занятие для не знакомого детского коллектива в петроввальском «Колоске». Готовиться ей помогали добрым словом и делом коллеги во главе с заведующей Н.В. Сусловой. В плане методической поддержки большую помощь оказала педагог Е.Н. Завьялова.
Переживала, конечно, наша участница. Но напрасно: детвора с увлечённостью включилась в предложенную деятельность. Эксперименты с солью (растворяется ли в воде, тонут ли предметы в насыщенном растворе, остаются ли следы после рисования по соли пальчиками) ставили азартно. И высшей наградой в конце занятия прозвучал вопрос: «А Вы придёте к нам ещё?»
Что касается конкурса регионального, то наша землячка достойно прошла первый этап, а потом была приглашена на церемонию награждения. Ей вручили диплом участника, грамоту и денежный сертификат от профсоюзной организации. За то, что шажок за шажком ведёт детей в большой мир, напитывает их представлениями о жизни и сама напитывается их искренностью, открытостью, желанием учиться.
Елена Кулыжкина.
Фото из личного архива Галины Растрогиной.