Без грифа «Секретно»: волгоградцам рассказали о работе органов госбезопасности в годы Сталинградской битвы

История органов государственной безопасности неразрывно связана с историей нашей страны. С начала Великой Отечественной войны, принимая непосредственное участие в обороне города, сталинградские чекисты разрабатывали и организовывали мероприятия с целью добыть важную разведывательную информацию, провести оперативные игры с противником и предоставить ему сведения в интересах советской контрразведки.

Устремления немецкой разведки в Сталинграде

Сталинград, являясь важным военно-промышленным центром, сосредоточившим в себе ряд оборонных предприятий страны, узловые пункты железнодорожных и водных путей, центры военных коммуникаций, представлял огромный интерес для командования гитлеровской Германии, что отражалось в задачах, поставленных перед немецкими разведывательно-диверсионными органами.

В первую очередь германскую разведку интересовали: характеристика оборонительных рубежей, дислокация и род советских войск, размещение воинских штабов, а также важнейшие промышленные и транспортные объекты Сталинграда. Диверсии на оборонных предприятиях города и важных транспортных магистралях могли существенно ослабить советскую оборону. Пресечение разведывательных и диверсионных устремлений спецслужб фашистской Германии в этот период стало одним из основных направлений в деятельности УНКВД СССР по Сталинградской области.

В директиве начальника УНКВД СССР по Сталинградской области майора государственной безопасности А.И. Воронина от 10 декабря 1941 г. сообщалось: «Основные кадры немцы вербуют из среды жителей занятых территорий, пленных красноармейцев, а иногда и командиров. Забрасываемая агентура имеет задания проводить шпионскую и подрывную работу на территории СССР…Завербованным агентам присваиваются клички, даются явки, деньги, шифр, ракетницы и ракеты для сигнализации германским самолетам, а в некоторых случаях радиопередатчики и оружие. В целях усиления контрразведывательной работы против немецкой агентуры ПРИКАЗЫВАЮ: Проводить тщательную фильтрацию всех лиц, перешедших через линию фронта с территории, занятой противником и направлять их в глубокий тыл, не допуская оседания в районах области… ».

Чекисты против немецкой разведки

Сотрудники Управления НКВД прилагали максимум усилий для эффективной организации работы по обнаружению и нейтрализации немецких диверсантов. Одной из превентивных мер по пресечению разведывательно-диверсионной деятельности немецких спецслужб стало формирование истребительных батальонов. В трехдневный срок было сформировано восемь истребительных батальонов в Сталинграде, четыре в Астрахани и по одному в каждом районе Сталинградской области. Состав батальонов формировался из числа проверенного партийного, комсомольского и советского актива, способного уверенно владеть оружием. Бойцами истребительных батальонов было организовано постоянное наблюдение в местах вероятной выброски диверсантов, установлена бесперебойная связь между постами наблюдения, подразделениями истребительных батальонов и УНКВД по Сталинградской области.

Выброс парашютистов производился с немецких самолетов преимущественно ночью или днем с большой высоты и при выключенных двигателях. В отличие от разведывательной агентуры, забрасываемой в тыл Сталинградского фронта с целью сбора военной информации, парашютисты – диверсанты имели задания осуществлять диверсии на железнодорожных путях, оборонных предприятиях города. Переодетые в форму красноармейцев и командиров РККА диверсанты, как правило, имели при себе удостоверение личности, командировочное предписание, расчетную книжку, денежный и продовольственный аттестат по образцу военнослужащих Красной Армии. Кроме документов их снабжали радиостанциями, медикаментами, большими суммами советских денег.

С приближением линии фронта к Сталинграду количество забрасываемых немцами диверсионных групп стало увеличиваться. Управлением НКВД в каждом случае незамедлительно организовывался розыск немецких диверсионных групп, проводилось ночное патрулирование и прочесывание местности в балках, оврагах, лесах и т.п., осуществлялась дополнительная проверка документов у всех прибывающих и проезжающих через территорию районов области лиц. Бывали случаи, когда агенты германской разведки сами являлись с повинной и добровольно давали показания.

Для наиболее важных заданий немцами отбиралась агентура из числа прошедших подготовку и специальное обучение в разведывательных школах, расположенных в Варшаве и Полтаве. Так, разоблаченный агент германской разведки Мюллер Г.С. выдал информацию о том, что с 1 мая по 15 июля 1942 г. он обучался в Полтавской школе германских разведчиков, готовящей из числа польской, югославской, словацкой молодежи агентурные кадры для шпионской деятельности в тылу Красной Армии. Согласно полученной информации, в школе было подготовлено около 3000 разведчиков и деятельность ее была строго законспирирована. В числе прочих дисциплин курсанты изучали топографию, методы перехода линии фронта, устройство и использование радиостанции, подрывное дело.

В докладной записке начальника УНКВД СССР по Сталинградской области А.И. Воронина на имя руководства НКВД СССР в ноябре 1942 г. сообщалось: «…бывший военнослужащий показал, что, находясь в лагере военнопленных, он был завербован германской разведкой и направлен на специальные курсы разведчиков, окончив которые, в октябре 1942 года в районе Элисты, переброшен в наш тыл для разведывательной работы. От германских разведывательных органов получил задание – собрать данные о системе укрепления в районе Астрахани, дислоцирующихся там частях Красной Армии и их вооружении».

Другой разоблаченный агент германской разведки сознался, что получил задание пробраться на левый берег Волги, установить места расположения установок Костикова (система залпового огня «Катюша») и путем световой сигнализации поставить об этом в известность германскую разведку.

За время обороны Сталинграда было захвачено и разоблачено более 200 вражеских лазутчиков и парашютистов-диверсантов, у которых изъяты радиостанции, оружие и боеприпасы, различные шифры, коды, ампулы с ядом, фиктивные документы, партийные и комсомольские билеты, большие суммы советских денег и даже бактериологические средства для отравления в городе источников питьевой воды.

Дело агента «Онегина»

Отдельные задержанные немецкие разведчики–радисты использовались сталинградскими чекистами в оперативных играх с противником, целью которых была дезинформация немецкой стороны. Одним из таких мероприятий стала операция, в которой были задействованы возможности агента «Онегин».

Начало этой истории было положено 19 апреля 1942 г., когда начальник Кумылженского РО НКВД в первом часу ночи, услышав гул самолета и получив сообщение от поста ВНОС (воздушное наблюдение, оповещение и связь) о пролетевшем через территорию района немецком бомбардировщике, поднял по тревоге истребительный батальон и дал указания участковым уполномоченным РОМ организовать мероприятия по прочесыванию местности. Первым был поднят по тревоге 2-й взвод истребительного батальона, находящийся на территории ст. Глазуновской, сотрудники которого и задержали немецкого шпиона.

Немецкий разведчик был доставлен в Управление НКВД, где при обыске у него было обнаружено и изъято: часы, компас, перочинный нож, паспорт, различные свидетельства и справки, более 3-х тысяч рублей, шоколад и др. Среди вещественных доказательств значился парашют немецкого образца, револьвер системы «Наган» и 10 штук патронов.

Задержанный показал, что является агентом германской разведки под псевдонимом «Онегин». До войны он проживал в х. Чаплыжинском Михайловского района Сталинградской области, в сентябре 1940 г. был призван в Красную Армию и зачислен в 62-й отдельный батальон связи. В начале июля 1941 г. попал в плен к немцам. Находясь в лагере для военнопленных, был завербован германской разведкой и направлен в немецкую разведшколу. Там же ему был присвоен псевдоним «Онегин».

Из показаний немецкого агента: «Я дал согласие работать в пользу германской разведки и в числе других лиц, также завербованных, был направлен для обучения в германской  разведшколе… По радио-делу исключительно проводилась практическая работа по приему и передаче на слух. По разведывательному делу проходили структуру построения войсковых частей Красной Армии, определение родов войск, их количественный состав, технику сбора сведений о войсковых частях и проходящих транспортах с грузом…Преподавание разведывательного дела велось на немецком языке, через переводчика, радио-дело преподавалось на русском языке».

В апреле 1942 г. через г. Полтаву «Онегин» на самолете был переброшен в Сталинградскую область. На допросе в УНКВД он заявил, что собирался добровольно сдаться советским властям, только перед этим хотел повидать родителей, поэтому скрылся в лесу и зарыл рацию. «Онегин» согласился сотрудничать с органами НКВД. Под руководством сталинградских чекистов агент «Михайлов» (таков был его новый псевдоним) вел радиопередачи для германской разведки о несоответствующих действительности передвижениях частей Красной Армии, их оснащенности и укомплектованности и многом другом, что укладывалось в понятие дезинформации.

В августе 1942 г. в связи с приближением фронта агент «Онегин» был эвакуирован в г. Магнитогорск, где был помещен в одну из тюрем города. Так закончилась шпионская деятельность «Онегина». На основании постановления отдела контрразведки «СМЕРШ» в октябре 1943 г., учитывая, что агент «Онегин» после переброски на территорию, находившейся под контролем Красной Армии, был перевербован и активно использовался органами НКВД для ведения оперативных игр и выявления агентов германской разведки, он был освобожден из-под стражи и направлен в одну из частей Красной Армии для дальнейшего прохождения службы.

Из воспоминаний бывшего начальника УНКВД СССР по Сталинградской области А.И. Воронина: «… В 1942 – 1943 годах чекисты Сталинградского управления НКВД провели значительную работу по дезинформации противника. Ряд захваченных нами фашистских агентов-радистов по заданию советских органов государственной безопасности сообщал немецко-фашистской разведке выгодные для нас ложные сведения…».

Оперативно принимаемые сотрудниками УНКВД СССР по Сталинградской области меры  позволили предотвратить диверсионные последствия устремлений немецкой агентуры на территории региона и одновременно получить значимые сведения, способствующие разоблачению и нейтрализации целого ряда пособников фашистской разведки. Кроме того, была получена важная информация о методах обучения и подготовки диверсантов в немецких разведшколах, различных вариантах их переброски за линию фронта, местах расположения указанных центров и многое, многое другое.

Фото: УФСБ России по Волгоградской области

Источник информации:  https://xn--b1ats.xn--80asehdb/feed/obshchestvo/bez-grifa-sekretno-volgogradtsam-rasskazali-o-rabote-organov-gosbezopasnosti-v-gody-stalingradskoy-bitvy-7660744351.html

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель