18 ноября 70-летний юбилей отметила Любовь Васильевна Бакулина, ветеран культуры нашего района, четверть века проработавшая директором петрунинского сельского Дома культуры. За это время она провела для сельчан сотни праздников, вывела на сцену и приобщила к народному творчеству десятки юных и взрослых односельчан. А ещё — создала единственный в своём роде коллектив, песенное наследие которого вошло в сокровищницу аутентичного фольклора нашей области.
От мечты до судьбы
В день юбилея Любовь Васильевна принимала поздравления не только от своих родных и односельчан: на это событие горячо откликнулись все её коллеги, рядом с которыми много лет назад именинница начинала свой путь в культуре Камышинского района. В их числе – Анна Васильевна Дерябина, Григорий Николаевич Данилов, Тамара Иосифовна Волохова, Ирина Александровна Костромина… — кто-то из них находится на заслуженном отдыхе, а кто-то продолжает трудиться, но никого из этой старой гвардии, стоявшей у истоков культуры нашего района, нельзя назвать бывшими. Потому что бывших культработников не бывает: пример тому – сама именинница, которая, вопреки статусу пенсионера со стажем, не только не оставляет разнообразных своих увлечений, но и с упоением осваивает новые сферы творчества. Не забывая при этом и проторённую дорожку в родной сельский клуб.
Профессию культработника Любовь Васильевна выбрала уже в зрелом возрасте – благодаря судьбоносной встрече с тогдашним руководителем районного отдела культуры Анной Дерябиной, которая и пригласила её в команду. В это время наша героиня уходила с прежнего места работы (а поработать ей кем только ни довелось!), к тому же у неё был уже трёхлетний опыт работы директором сельского клуба в Михайловском районе, а главное, в ней с детства жила страстная любовь к песне.
«Песня лечит душу: плохо тебе – песенку затянешь, и легче становится», — эту истину Любовь Васильевна постигла в очень раннем детстве благодаря своей маме – чистокровной донской казачке, которая наставляла дочку: «Песни не поют, а играют». Именно мама, не имевшая музыкального образования и даже не обученная грамоте, стала для неё и фольклорным кладезем, и учителем, и первым «творческим коллективом» — вместе они пели старинные песни на два голоса.
«Помню, как мы с мамой однажды летом пешком семь километров к сестре шли. Я разутая, по песку, ноги горят, а мы песни поём. Она говорила: «Ты пой первым голосом, а я буду дишканить — значит высокие ноты брать. Никогда не училась, а столько всего знала – и песен, и присказок, и поговорок, и мне всё передала. Меня потом ходячей энциклопедией звали».
В Даниловском районе, где они жили, маленькая Люба выступала на сцене своего клуба. И мечтала поступить в «кулёк», в культпросветучилище. Но реальная жизнь сложилась так, что, рано выйдя замуж, она вынуждена была пойти работать. В Петрунино, куда Любовь Васильевны приехала уже с семьёй в конце 80-х годов, ей пришлось потрудиться в разных отраслях — и в столовой, и фуражиром, и лаборантом, пока, наконец, она не возглавила петругнинский Дом культуры – с этого времени, как признаётся наша героиня, у неё и началась настоящая жизнь.
По следам Пятницкого
На новой родине, в Петрунино, Любовь Васильевна обрела не только счастье трудиться по призванию, по велению души, но и возможность сделать настоящее открытие в истории культуры нашего края. Из местных самородков она создала уникальный песенный коллектив, который, несмотря на недолговечность (ввиду возраста вокалисток), снискал себе настоящую славу у ценителей фольклора и оставил после себя бесценное культурное наследие – подлинное самобытное народное творчество. В этой миссии нашу героиню можно назвать настоящей продолжательницей дела Митрофана Пятницкого, хоть и в масштабах одного небольшого села.
«Песни петрунинских бабушек» — под таким названием вошло песенное творчество сельского коллектива под руководством Л.В. Бакулиной в золотой фонд культуры Волгоградской области. Послушать и записать бабушек в район приезжали фольклорные экспедиции: благодаря этим аудио- и текстовым записям теперь, когда в селе не осталось никого из певуний, у современных артистов-народников остаётся возможность изучать старинные песни и исполнять их так, как они звучали столетия назад.
Между тем бабушки не только принимали у себя учёных гостей, но и сами разъезжали по городам и весям со своим уникальным репертуаром. Точнее сказать, они сами и были этим репертуаром. Потому что их творчество – песни, частушки, прибаутки – было частью их обычной деревенской жизни: они разговаривали и пели на одном и том же диалекте, с теми же местными особенностями, что отличали старых петрунинцев от тех же, к примеру, таловчан.
Они же оставались и хранителями старинных народных обычаев, которые помнили ещё по собственному детству. И песни их были не просто содержательными – это были песни-истории, в которых нашли отражение отголоски подлинных событий прошлых веков. Взять хотя бы песню про камышинского купца Альтухова, точнее, про его кучера, который «убил красавицу-жену», забрал золото и «умчал в другую сторону». Или песня про злую мачеху, которая велела отцу дочку отвезти на погибель…
«Бабушки мои, а их человек 10, были колоритные, — вспоминает Любовь Васильевна, — никого с похожими голосами, у каждой — своя изюминка. У Клавдии Мартыненко, например, был не голос, а голосище! Говорили, что её отец пел, как Шаляпин. А уж такие непосредственные, что я за голову хваталась на гастролях: то профессора, который в гостинице пришёл их послушать, за чекушкой отправят (а он и рад им угодить!), то из-за кулис выйдут на сцену, когда выступают другие исполнители, и начнут им подпевать. А уж спеть экспромтом – это вообще пожалуйста: «Давайте прям тут, под яблОнькой»! А ещё бабушки учили молодёжь танцевать – модные в 60-е годы па-д-эспАнь, вальсА…».
Надо ли говорить, что такая непосредственность, вкупе с сюжетами песен и оригинальностью исполнения, в гастрольных поездках делали петрунинских артисток гвоздём программы? Где бы они ни были: в Камышине, в Котово, в Волгограде, в Москве, — отовсюду привозили награды и призы зрительских симпатий, а следом ехали собиратели фольклора.
Увлечений много, а любовь — одна
У самобытных «бакулинских» бабушек, к сожалению, не осталось по части творчества наследников среди продолжателей рода. Но их песни поют сегодня молодые и не очень молодые петрунинцы на сельских праздниках, в частности, собираясь на традиционные «Тары-бары». И в этом – тоже немалая заслуга Любови Васильевны, которая, ещё работая директором клуба, стала разучивать «бабушкины песни» (со всеми их характерными особенностями) с юными участниками художественной самодеятельности.
Сама же Любовь Васильевна гордится тем, что её любовь к песне и народному творчеству передалась и детям, и внукам. Четверо детей, шесть внуков, один правнук и три правнучки – обладательницей такого богатства является наша героиня. И живут они все рядышком, так что у бабушки есть не только возможность поделиться с наследниками собственным опытом и житейской мудростью, но и отличный стимул развиваться самой, в том числе как интернет-пользователь.
Дома у неё много увлечений – вязать, собирать и закатывать грибы, выкладывать алмазную мозаику. Все родные знают, что бабушка коллекционирует магнитики на холодильник – не простые, а с историей, поэтому из каждого нового места путешествия ей везут очередной экспонат — благо в доме у неё целых два холодильника.
Не оставляет Любовь Васильевна и концертную деятельность: клубники часто приглашают её на праздники не только в качестве гостя. Голос у неё по-прежнему чистый и молодой, так что заиграть песню может прямо посреди разговора, не распеваясь. Песни в репертуаре – самые разные и по жанру, и по настроению, и по времени создания: «Услышу что-нибудь, что по душе придётся, — это и исполняю потом в клубе. «А я такая-сякая немазаная…» — эта вот озорная, а есть ещё «Расскажи, кукушка» — та лирическая».
С удовольствием слушает и сама исполняет Любовь Васильевна песни старшего поколения, что звучат в передаче Малахова: «Ромашки спрятались», «Синеглазый василёк» и другие. Но «бабушкину песню», по её признанию, всегда держит в голове – как одну-единственную, большую и на всю жизнь любовь.
Надежда Каширина.
Фото предоставлены героиней публикации.