«Тучному будущему – быть или не быть?»

Вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщила, что с января 2024 года в России начнется реализация комплекса мер по борьбе с ожирением у детей и подростков. В программе будут участвовать 11 ведомств и шесть федеральных учреждений, четыре из которых – национальные медицинские исследовательские центры. О чем говорит такой высокий уровень принятия решений? О том, что проблема не просто созрела, она заявляет о себе в формате «сирены».

По данным отечественной государственной статистики на протяжении трех последних лет более 2,2-2,3% детей от 0 до 14 лет имеют диагноз ожирение, каждый четвертый случай впервые выявленный. Имеет место ежегодный рост на 25% числа детей, страдающих этим недугом.

На каких стартовых позициях вступает в программу наш регион? За период с 2018 года по 2022 год подростковая заболеваемость ожирением выросла на 18%, из каждых 100 подростков почти 5 человек страдают ожирением. В мировом масштабе статистика более весома и еще более драматична – каждый десятый подросток в возрасте 5-17 лет страдает избыточным весом или ожирением.

Почему именно ожирение в массе других заболеваний вызвало такую обеспокоенность государства?

В условиях сложной демографической ситуация наше будущее будет создаваться сегодняшними подростками. Они должны быть физически и психологически здоровыми, с достойным интеллектуальным потенциалом. Но вот научно обоснованные данные свидетельствуют о серьезности последствий избыточной массы тела для здоровья. Ожирение повышает риск развития сахарного диабета 2-типа, гипертонии, сердечно-сосудистых заболеваний, апноэ во время сна. Оно ухудшает качество жизни подростков, провоцируя широкий диапазон психологических проблем. Уже четко сказано учеными, что приобретенное в подростковом возрасте ожирение сохраняется в течение всей дальнейшей жизни примерно у четырех из пяти страдающих этим заболеванием. Не является секретом и пагубное воздействие ожирения на репродуктивную сферу наших мальчишек и девчонок.

На протяжении последних 7 лет по данным государственной статистики Волгоградского региона в структуре заболеваемости по классу ожирения по гендерному признаку лидируют девушки. Их в среднем на 4 % больше по сравнению с юношами, что связано, возможно, с более ранним половым созреванием и переходом к взрослому конституциональному типу.

Неизбежно подростки вступят в активный репродуктивный период. Научно обосновано, доказано, что ожирение у беременных женщин увеличивает частоту нарушений течения беременности и родов, а еще является причиной избыточной массы новорожденных детей. В грудном молоке таких женщин отмечается повышенное содержание уровня гормонов- регуляторов энергетического гомеостаза. И что печально, новорожденным крайне трудно даже при исключительно грудном вскармливании устранить увеличенную прибавку массы тела на протяжении первого года жизни и в последующие возрастные периоды.

В контексте обсуждения проблемы ожирения все чаще в наших средствах массовой информации встречается термин: аддиктивные товары.

Что же такое – аддиктивные товары?

Критериями выделения аддиктивных как потребительских товаров определены: способность вызывать и развивать зависимость; повышенный риск физиологических нарушений; исключаемость из потребления; изменение психоэмоционального фона принятия решений, формирование мотивации к уходу от реальности.

Не требует дискуссии утверждение о том, что развитию избыточного веса и ожирения у детей и подростков способствуют вредные привычки, связанные с едой. Самым распространенным, любимым и доступным блюдом среди молодых людей являются «фаст-фуды» и подслащенные газированные напитки в сетях быстрого питания. Даже сами родители покупают детям гамбургеры, картошку «фри». Сладости ежедневно присутствуют на столах большинства российских семей. Сладкий вкус формируется у ребенка самым первым: его имеют околоплодные воды, грудное молоко тоже сладкое. Но на каком-то этапе все эти благие намерения в поведении взрослых оборачиваются серьезной проблемой для наших детей. Необходимо переформатировать сознание пока младших школьников. Определенный перелом начинается со школьного питания.  Все дети, обучающиеся в начальной школе, сегодня получают бесплатно полноценный завтрак. Ценность таких завтраков — в формировании правильной доминанты пищевого поведения наших деток. А привычка, как известно, вторая натура. Сытый ребенок не будет искать киоски, магазинчики с булочками, пирожными, конфетками.

Одной из важных целей профилактики ожирения являются увеличение физической активности и сокращение времени сидячего образа жизни как дополнение к снижению потребления энергии. Во всех странах уровень физической активности среди молодежи в целом очень низкий, причем у девочек он ниже. Время, которое дети уделяют физической активности, в подростковый период сокращается. Регулярная физическая активность подростков необходима для профилактики ожирения, а также для того, чтобы помочь уже тучным подросткам справиться с избыточным весом. Таким образом, на первые позиции выдвигаются избыточное питание и низкая физическая активность, на которых формируется пирамида хронической неинфекционной заболеваемости, способная погубить будущие поколения уже с детско-подросткового периода.

Противостоять всем существующим негативным тенденциям и призвана реализация Программы по борьбе с ожирением у детей и подростков. Приходит время активных действий.

 

Специалист по связям с общественностью отдела разработки, реализации и мониторинга муниципальных программ общественного здоровья ГБУЗ «ВРЦОЗиМП» Галина Дронова 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель