Встреча с руководителем администрации Камышинского района в рамках проекта «Госстарт. Диалог» принесла ребятам из 31-й школы много открытий. Они не только получили советы от опытного управленца, но и на примерах из жизни смогли оценить уровень ответственности человека, занимающего пост главы муниципального образования.
От сельского мальчишки до главы района
Встреча началась с экскурса в прошлое — Алексей Самсонов рассказал ребятам об этапах своей жизни, сделав акцент на том, что его поколение росло и воспитывалось в другое время, когда в почёте были рабочие профессии, а детей с раннего возраста приучали к труду. Сам он с детского возраста страстно увлекался техникой, в 11 лет уже работал на комбайне и поступил в техникум механизации, уже имея за плечами опыт работы по будущей специальности.
— Я родился и вырос в селе, где мы все трудились, не за деньги – так у нас было принято, и мы сами стремились быть чем-то заняты, тем более что телевизор появился у нас только в начале 70-х, с одной программой. Мы проводили дни на улице с ребятами, работали на току, в поле. В 11 лет я уже работал штурвальным. Мы росли в другом обществе, и нас стимулировали к труду, начиная с дома, и в школе, где нашими руками всё делалось, в том числе уборка классов. В 1975-м году я закончил 8 классов, а тогда было не очень модно идти в вуз – приветствовались рабочие профессии. В институт уже шли после техникума, после армии – повышая квалификацию по выбранной специальности. Поэтому я выбрал Серафимовичский техникум механизации сельского хозяйства.
Дорога в институт молодому специалисту, отлично закончившему техникум, была открыта без экзаменов, но Алексей Васильевич решил сначала отслужить в армии. 6 ноября 1979 года он уже проходил курс молодого бойца под Витебском, а 26 декабря его вместе с другими солдатами-срочниками отправили в Афганистан, откуда, спустя два года, он вернулся домой. И пошёл работать по специальности, в том числе шофёром и старшим инженером в райсельхозтехнике.
Путь нынешнего главы района в органы управления, как узнали ребята из рассказа своего гостя, не был простым. Первый опыт такой работы он приобрёл в только что созданном при райкоме партии сельскохозяйственном отделе, куда его в 1983 году пригласили инструктором. Тогда же он заочно начал учиться в сельскохозяйственном институте, успешно закончив его будучи уже директором совхоза «Гремяченский».
Через четыре года в сельхозотделе он понял, что эта работа – не то, о чём он мечтал, и попросился в одно из хозяйств района, где из главного инженера скоро стал директором. Но те четыре года стали для Алексея Васильевича, по его словам, очень хорошей школой – практика эта потом пригодилась ему в работе с людьми – с подчинёнными и вышестоящими должностными лицами — во всех последующих местах работы, особенно в должности руководителя управления сельского хозяйства администрации Камышинского района, а затем и заместителя главы администрации.
Рассказывая непосредственно о работе в районной администрации, куда спустя некоторое время он вернулся, Алексей Васильевич признался ребятам, что никогда не ставил себе цели сделать карьеру — просто хотел работать по специальности и видеть результаты своего труда. И уж точно не мечтал стать главой района, однако в сложившихся обстоятельствах (когда скоропостижно скончался Владимир Яковлевич Ерофеев), обладая необходимыми навыками, опытом руководства и зная работу первого лица района изнутри, должен был взять на себя самую высокую ответственность и возглавить район.
Хороший управленец — специалист высокого класса
Беседа школьников с Алексеем Самсоновым оказалась разговором не только с руководителем районной администрации, но и с тем представителем старшего поколения, который может рассказать много интересного и о советском детстве сельского мальчишки, и о педагогах старой школы, многие из которых были фронтовиками, и о драматической истории колхозов. Этих страниц истории нашей малой родины глава района коснулся постольку, поскольку они были и историческим фоном его биографии. Но было заметно, что эти небольшие зарисовки из прошлого и зацепили юную аудиторию – дали возможность в главе района увидеть и ровесника, который, по признанию самого гостя, в школе учился довольно посредственно, и учащегося техникума, который придумал себе способ выработать красивый почерк (и это, как подтвердила замглавы Татьяна Данилова, ему удалось).
Сначала стесняясь, а потом всё смелее ребята старались узнать то, что их действительно интересовало: часто ли в детстве случалось драться; что делать, если драки не избежать; так ли уж важно читать (этот вопрос, правда, был задан учителем литературы как крик души, но интересовал всех), – таких вопросов, за которыми угадывалось не только желание получше узнать гостя, но и получить совет от человека с большим жизненным опытом, было много.
Впрочем, не менее интересными были и вопросы прямо по теме: какие вузы выбирать, чтобы стать успешным человеком, из чего состоит рабочий день главы районной администрации и чего в этой работе больше – ежедневной рутины или новых вызовов.
Довольно интригующе прозвучал вопрос: «Испытываете ли вы страх, когда принимаете серьёзные решения?». «Не страх, — подумав, ответил глава, — а сильное напряжение. Страх парализует и лишает возможности действовать, а в нашей работе нельзя расслабляться – надо сосредоточиться и решить проблему, особенно это важно в ситуациях, связанных с риском для жизни людей, — при паводках, снежных заносах, пожарах». В качестве примера серьёзных испытаний, которые стоили ему огромного физического и эмоционального напряжения, Алексей Васильевич привёл события разных лет, когда приходилось бороться с пожарами и буквально всем миром спасать людей из снежного плена.
Из беседы со своим гостем ребята также узнали о том, что стать хорошим управленцем невозможно, не будучи хорошим специалистом, а потому самый лучший путь в органы управления — получить образование, освоить профессию, причём профессия должна быть именно по душе, а потом уже освоить необходимый курс по управлению. «Мы в своей работе имеем дело с разными отраслями, — объяснил ребятам свою позицию Алексей Самсонов. — Это и ЖКХ, и образование, и медицина, и сельское хозяйство. Поэтому нам нужны все специалисты, которые знают своё дело. Не зная основ производства, сложно будет руководить».
Встреча с первым лицом района – не рядовое событие для школьников, поэтому ребята, пользуясь случаем, попросили Алексея Васильевича посодействовать коллективу школы в двух вопросах — строительства новой спортивной площадки и присвоения школе имени Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Глава района пообещал сделать всё от него зависящее, чтобы эти мечты учеников и их педагогов воплотились в жизнь как можно скорее.
Прощаясь с ребятами, многие из которых уже в новом году станут выпускниками школы, Алексей Самсонов подытожил встречу такими словами: «Неважно, кем вы станете. Главное, чтобы вы нашли себе достойное место в жизни. А наши двери для вас всегда открыты!».
Надежда Каширина.
Фото автора.