Практика купания в проруби, согласно исследованиям, зародилась ещё в Древней Руси, в 16-18 веках. По свидетельствам иностранных путешественников, в праздник, который назывался Водокрещи или Иордань, многие мужчины окунались в прорубь, чтобы очиститься от грехов. Главной причиной возникновения народной традиции учёные называют участие молодых парней в обрядах Святочной недели, в том числе ряжения и изгнания нечистой силы. После этого участники «безобразий» считали своей обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр.
Упоминания о крещенских купаниях в различных источниках сохраняются вплоть до конца 19-го века. Но уже в начале 20-го века в церковных книгах начинает встречаться осуждение народной традиции. Один из самых влиятельных трудов этого периода, «Настольная книга для священно-церковно-служителей» Сергея Булгакова (1913 год), содержит такую заметку о крещенских купаниях:
«… В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
Со становлением в России советской власти и началом гонения на церковь народная традиция крещенских купаний была практически забыта как проявление мракобесия. Однако во время Великой Отечественной войны отношение к церкви смягчается и возрождаются народные традиции, связанные с главными церковными праздниками: на Крещение Господне проводится освящение воды и купание в купелях. Есть свидетельства, что в некоторых городах власти даже оказывали помощь в проведении праздника Крещения: сотрудники ОСВОДа для безопасного купания ставили в опасных местах предупредительные вехи, помогали сделать прорубь и крест изо льда, милиционеры помогали верующим заходить в прорубь и выходить из неё, а потом и сами купались.
В 1949 году началось резкое обострение государственно-церковных отношений, которое связывают с так называемыми саратовскими событиями. 19 февраля в газете «Правда» был опубликован фельетон Ивана Рябова «Caратовская купель» — о массовом купании на праздник Богоявления в Саратове. В крестных ходах по всей области тогда приняло участие огромное количество людей – в одном только Саратове порядка 10 тысяч. Автор фельетона характеризует состоявшееся массовое крещенское купание верующих как «порнографическое действо», «глумление над людьми» и «обряд, продиктованный идиотизмом старой жизни», причём представители местных органов власти обвинялись в участии в «диком обряде». Саратовские события стали предметом широкого разбирательства «на самом верху», а церковные праздники и вместе с ними купания в иорданях на длительное время практически прекратились.
Возобновлению интереса к крещенским купаниям в 1980-х годах способствовала популярность системы оздоровления Порфирия Иванова, основанной на постоянном контакте с природой и закаливании холодной водой. В СССР становится очень популярным моржевание. И хотя купание в ледяной проруби в учении Порфирия Иванова не имеет связи с Крещением, именно тогда возрождается интерес к религиозно мотивированным купаниям на праздник. Некоторые из священнослужителей видят в этом явлении диссидентский жест, направленный против «безбожного государства» времён перестройки.
Интересно, что крещенские купания проводятся и в других странах, где распространено православие. Аналогичная традиция существует у сербов — 18 и 19 января они совершают заплыв по правому притоку Дуная Саве, что больше напоминает спортивные состязания по плаванию. На Крещение 2007-го года купания впервые были проведены в столице Китая Пекине, для чего на центральном пруду Посольства РФ была вырезана прорубь, где ночью прихожане, помолясь, совершили погружение в иордань.
В Крещенских купаниях, которые проходят в Астане (Казахстан) на реке Ишим, вместе со славянскими народами, исповедующими православие, принимают участие коренные жители, исповедующие ислам. По сведениям газеты «Нур Казахстан», в 2016 году количество казахов, участвовавших в купании в проруби, превысило количество славян.
В Британии и Финляндии хотя и есть традиция зимних купаний, но отношения к религии она не имеет. У финнов существует национальный чемпионат по плаванию при низких температурах. А вот в Англии устраиваются рождественские купания в карнавальных костюмах – в шапках Санты и эльфийских колпаках.
По материалам znanierussia.ru
Иллюстрации:
Теодор Аксентович. Swieto Jordanu, 1893 год.
Антон Овсяников. Крещение.