Как родилась традиция крещенского купания и через какие испытания ей пришлось пройти?

Практика купания в проруби, согласно исследованиям, зародилась ещё в Древней Руси, в 16-18 веках. По свидетельствам иностранных путешественников, в праздник, который назывался Водокрещи или Иордань, многие мужчины окунались в прорубь, чтобы очиститься от грехов. Главной причиной возникновения народной традиции учёные называют участие молодых парней в обрядах Святочной недели, в том числе ряжения и изгнания нечистой силы. После этого участники «безобразий» считали своей обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр.

Упоминания о крещенских купаниях в различных источниках сохраняются вплоть до конца 19-го века. Но уже в начале 20-го века в церковных книгах начинает встречаться осуждение народной традиции. Один из самых влиятельных трудов этого периода, «Настольная книга для священно-церковно-служителей» Сергея Булгакова (1913 год), содержит такую заметку о крещенских купаниях:

«… В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

Со становлением в России советской власти и началом гонения на церковь народная традиция крещенских купаний была практически забыта как проявление мракобесия. Однако во время Великой Отечественной войны отношение к церкви смягчается и возрождаются народные традиции, связанные с главными церковными праздниками: на Крещение Господне проводится освящение воды и купание в купелях. Есть свидетельства, что в некоторых городах власти даже оказывали помощь в проведении праздника Крещения: сотрудники ОСВОДа для безопасного купания ставили в опасных местах предупредительные вехи, помогали сделать прорубь и крест изо льда, милиционеры помогали верующим заходить в прорубь и выходить из неё, а потом и сами купались.

В 1949 году началось резкое обострение государственно-церковных отношений, которое связывают с так называемыми саратовскими событиями. 19 февраля в газете «Правда» был опубликован фельетон Ивана Рябова «Caратовская купель» — о массовом купании на праздник Богоявления в Саратове. В крестных ходах по всей области тогда приняло участие огромное количество людей – в одном только Саратове порядка 10 тысяч. Автор фельетона характеризует состоявшееся массовое крещенское купание верующих как «порнографическое действо», «глумление над людьми» и «обряд, продиктованный идиотизмом старой жизни», причём представители местных органов власти обвинялись в участии в «диком обряде». Саратовские события стали предметом широкого разбирательства «на самом верху», а церковные праздники и вместе с ними купания в иорданях на длительное время практически прекратились.  

Возобновлению интереса к крещенским купаниям в 1980-х годах способствовала популярность системы оздоровления Порфирия Иванова, основанной на постоянном контакте с природой и закаливании холодной водой. В СССР становится очень популярным моржевание. И хотя купание в ледяной проруби в учении Порфирия Иванова не имеет связи с Крещением, именно тогда возрождается интерес к религиозно мотивированным купаниям на праздник. Некоторые из священнослужителей видят в этом явлении диссидентский жест, направленный против «безбожного государства» времён перестройки.  

Интересно, что крещенские купания проводятся и в других странах, где распространено православие. Аналогичная традиция существует у сербов — 18 и 19 января они совершают заплыв по правому притоку Дуная Саве, что больше напоминает спортивные состязания по плаванию. На Крещение 2007-го года купания впервые были проведены в столице Китая Пекине, для чего на центральном пруду Посольства РФ была вырезана прорубь, где ночью прихожане, помолясь, совершили погружение в иордань.

В Крещенских купаниях, которые проходят в Астане (Казахстан) на реке Ишим, вместе со славянскими народами, исповедующими православие, принимают участие коренные жители, исповедующие ислам. По сведениям газеты «Нур Казахстан», в 2016 году количество казахов, участвовавших в купании в проруби, превысило количество славян.

В Британии и Финляндии хотя и есть традиция зимних купаний, но отношения к религии она не имеет. У финнов существует национальный чемпионат по плаванию при низких температурах. А вот в Англии устраиваются рождественские купания в карнавальных костюмах – в шапках Санты и эльфийских колпаках.

По материалам znanierussia.ru

Иллюстрации:

Теодор Аксентович. Swieto Jordanu, 1893 год. 

Антон Овсяников. Крещение. 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель