О мельницах Усть-Кулалинской волости и Нижней Добринки

Сегодня, как и обещали, разговор пойдёт о мельницах. Но вначале сделаем оговорку: некоторые данные по мельницам Нижней Добринки не претендуют на научное исследование, так как материалы собраны не только из архивных источников, но и из рукописных воспоминаний старожилов села, а также потомков колонистов, живших когда-то в Нижней Добринке. Не все эти данные, увы, могут быть подтверждены несколькими архивными источниками. Но работа информационного центра — музея в этом направлении ведётся и будет продолжена. А пока делимся тем, что удалось отыскать и обработать.

К концу XIX в. в Усть-Кулалинской волости (Нижняя Добринка входила в её состав) население немецких колоний сильно увеличилось: здесь уже проживало свыше 25 тысяч человек. Быстрыми темпами развивалась промышленность, сельское хозяйство, ремёсла. Благосостояние поволжских колоний стремительно росло.

Особое развитие в здешних местах получило мукомольное производство. Согласно архивным данным, в Усть-Кулалинской волости работало 73 (!) мельницы: река Щербаковка – 32 , река Даниловка – 14, река Кулалинка – 7, река Добринка – 16. Нельзя не сказать о том, что к началу XX века Саратов стал крупнейшим центром мукомолья в Поволжье.

Первая немецкая колония на Волге – Нижняя Добринка (ранее Добринка, Монингер, также Немецкая Нижняя Добринка Дойч-Добринка). По данным «Историко-географического словаря Саратовской губернии» А. Н. Минха, здесь вверх по речке Добринке, в одной версте друг от друга, располагалось 6 водяных мельниц, принадлежащих обществу: Губерская, Батгауэрская, Квинтская, Пляумерская, Валлертская и Миллеровская, при каждой из них имелся один арендаторский двор».

А теперь откроем «Сборник статистических сведений по Саратовской губернии. Т. XI, Камышинский уезд. Саратов, 1891», читаем: «В Нижней Добринке в 1887 г. имелись 5 общественных водяных мельниц, сданных в аренду на 12 лет:
Волертская (о 3-х поставах, за 105 р. в год),
Фляумерская (о 3-х поставах, 185 р. в год),
Квинтская (о 3-х поставах, 170 р. в год),
Биткауфская (о 2-х поставах, 120 р. в год),
Репская (об 1-м поставе, 51 р. в год) [правописание сохранено].

Как видим, в разных архивных источниках разнятся данные по добринским мельницам. Тем не менее, этот факт дела не меняет; они имели место быть, работали и приносили соответствующую прибыль их владельцам. Близ села по речке Добринка можно и сегодня обнаружить «следы» мукомольного промысла начала XX в.

А что мы знаем о паровых мельницах Нижней Добринки? По сохранившимся воспоминаниям потомков колонистов, их было две.

Из воспоминаний Ольги Александровны Магель (урождённой Гейнце), внучки Якова Мартыновича (Якоба Мартиновича) Гейнце: «В Нижней Добринке до 1922 года было две паровые мельницы: Гейнце и Шмунка. Здания обеих мельниц были типовыми, четырёхэтажными, из лиственницы».

Предположительно, фрагмент фундамента с кладкой из красного кирпича, что появляется по сей день при сбросе воды в водохранилище, – это место, где стояла мельница Шмунка.

Мельница Шмунка (начало 20 века, автор фото неизвестен)

По воспоминаниям родственников Владимира Квиндта (Германия): «её построил в 1910 г. Шмунк Александр Давидович, довольно зажиточный в то время немец».

Но упоминания о мельнице Шмунка в Государственном реестре предприятий мукомольной промышленности на данный момент не найдено.

Ю.В. Вольф, увлекаясь в своё время краеведением малой родины, собирал и изучал сведения из истории добринских паровых мельниц в том числе. При жизни в письмах инфоцентру-музею он делился: «О паровой мельнице Шмунка писал в своих воспоминаниях Александр Квиндт (1906 г. р.). Его семья жила рядом с местом строительства этой мельницы. Мельница Шмунка работала до 1958 года, до подъёма воды в водохранилище. По воспоминаниям Любименко Е.А (его отец работал на мельнице бухгалтером): «Заведовал мельницей Иван Великий, оставшийся в селе после излечения в Добринском госпитале. Перед затоплением мельницу разобрали и вместе с оборудованием увезли на баржах куда-то за Волгу, с нею же убыл и Иван Великий».

День сегодняшний нет — нет да и преподнесёт добрые новости. Нынешним летом гостем инфоцентра-музея стал потомок колонистов, живших до депортации в Нижней Добринке – Александр Александрович Мецлер со своими детьми из Омской области. Бережно сохраняя историю рода, он рассказал нам, что на мельнице Шмунка работал и его предок – Мецлер Фридрих Людвигович, но документов, подтверждающих данный факт, увы, нет.

Мы надеемся, что с течением времени найдём более подробную информацию о паровой мельнице Шмунка и дополним её архивными документами.

Мельница Якова Мартыновича Гейнце (Якоба Мартиновича) была построена в конце XIX века в двух километрах от села (по воспоминаниям потомков Гейнце). Именно она в 1910 году уже значится в государственном реестре предприятий мукомольной промышленности под № 22601. Рядом с мельницей (на склоне) Якоб Мартинович построил дом для сына Андрея и жильё для обслуживающего персонала.

А.Я. Гейнце с женой (начало 20 века)

Из воспоминаний внучек Я.М. Гейнце: «Перед рестораном-трактиром (нынешнее здание школьной столовой) в центре села (до заполнения водохранилища здесь находился центр) стоял дом, который был построен Яковом Мартыновичем Гейнце в начале 70-х гг. XIX в. В это время он занимался вместе со старшим сыном Андреем торговлей. Расположенный рядом магазин промтовары был тоже построен ими. Через несколько лет семья продала свой торговый бизнес родственникам по линии жены (Квиндт), взяла ссуду в банке и построила паровую мельницу.

Яков Мартынович перед революцией 1917 г. продал мельницу группе компаньонов, небольшую долю оставили за своим сыном Александром, а его самого компаньоны назначили управлять его же мельницей. На ней, кроме разных сортов муки, производились крупы и подсолнечное масло. В 1922 г. мельницу национализировали, но так как не нашлось специалистов с нею «управляться», её «вернули» прежним владельцам, и Александр Яковлевич вновь стал её управляющим до следующих репрессий».

И ещё одна краеведческая ремарка Ю.В. Вольфа по поводу мельниц Нижней Добринки: «В своё время это были большие предприятия в Нижней Добринке, которые вносили большой вклад в развитие поселения и Усть-Кулалинской волости в целом. Они дали большой толчок в развитии села, и не случайно в XX в. статус волостного села от Усть-Куланинки перешёл к Нижней Добринке. Хотя и ранее наше село (фото №1) в экономическом плане занимало второе место по налогам среди близлежащих сёл, уступая лишь Верхней Грязнухе, но у них был значительно больший надел земли» («Статистика по налогам за 1873 год», РГБ).

Итак, говоря о паровой мельнице Шмунка в первой немецкой колонии на Волге, этот факт нужно доказать архивными материалами. Надеемся, что удача в исследовательской работе будет сопутствовать инфоцентру-музею.

И ещё раз повторимся: некоторые сведения из этой статьи не претендуют на архивное исследование. Мы располагаем воспоминаниями потомков, записанных краеведом-любителем. Наша задача: найти и подтвердить имеющиеся сведения архивным источником и желательно не одним.

Любовь Капустина, специалист отдела природоохранных мероприятий природного парка «Щербаковский»

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель