Смерть в объятиях ангела

Недавно местные интернет-издания и социальные сети облетела новость: участники группы «Советские военнопленные, погибшие в Норвегии» (соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники») Елена Щукина и Наталья Крючкова разыскивают родственников уроженца села Костарёво Камышинского района, погибшего в немецком концлагере. Вот это сообщение: «ПОИСК семьи воина ВОВ! АЛЕКСЕЕВ СТЕПАН ФЕДОРОВИЧ, 1907 – 08.04.1943 гг., уроженец  д. Костарево, Камышинский район, Костаревское сельское поселение, Волгоградская область, считался пропавшим без вести. СУДЬБА – погиб в плену в оккупированной фашистами Норвегии… Родственники воина разыскиваются, чтобы рассказать им, что воин их не пропал без вести, он сражался как Герой и погиб как Герой и что у него есть могилка».

В следующем году наша страна и мир отметят 80-летний юбилей победы в самой кровавой в мировой истории войне. Сохранение памяти о каждом погибшем воине остаётся навсегда актуальным. А потому любые сведения, найденные в архивах, на месте боёв и захоронений, полученные в результате поисков на просторах «всемирной паутины», берутся на вооружение, чтобы продолжить оформление широкомасштабной и нескончаемой летописи Великой Отечественной. В этой связи новая информация о нашем земляке, безусловно, вызвала интерес. Попробуем рассказать о находке чуть подробнее.

На войне как на войне

Согласно имеющимся воинским документам, красноармеец Алексеев Степан Федорович родился в 1909 году. Девичья фамилия его матери – Дегтярёва. У него, возможно, был брат Николай, имя матери которого известно точно – Аграфена Фёдоровна. Степан был женат на своей односельчанке, Александре Ивановне, которая после получения сведений о том, что муж «пропал без вести», предпринимала попытки найти его. В ряды Красной армии был призван Камышинским райвоенкоматом перед самым началом войны – 19 июня 1941 года. В опубликованном скане лагерной карточки Алексеева приведен другой год его рождения – 1907-й. Здесь же указано, что Степан Фёдорович попал в плен в августе 1942 года. Произошло это во время боя под городом Сальск Ростовской области, где Алексеев был контужен. Вместе с другими ранеными бойцами наш герой был сначала отправлен в концлагеря на территории Польши, а затем на товарных вагонах перевезен в концлагерь на острове Энгелёй в Норвежском море – для строительства военного фортификационного сооружения. Лагерь, именуемый по названию острова как «Остров Ангела», был самым большим концлагерем для советских военнопленных на норвежской земле. Свое название остров получил из-за формы, напоминающей парящего ангела. Хотя жизнь здесь, конечно же, абсолютно не была ангельской. Из-за условий, в которых содержались заключённые, это был скорее «остров Дьявола». Находившиеся в лагере советские заключённые в основной своей части попали в плен летом 1942 года. Все они были в летней форме, часто без обуви, босые, с намотанными на ступнях мешками из-под цемента. В холодных арктических условиях, при постоянных побоях немецкой охраны и голоде, выжить было очень тяжело. Только за два месяца, согласно немецкому рапорту, на «острове Ангела» умерло 440 советских военнопленных. Было немедленно начато расследование, почему такая большая смертность. И уже с лета 1943 года рацион хлеба для советских военнопленных был увеличен, а также было построено несколько деревянных бараков с печками и отдельный барак для больных.

Вообще в годы войны на территории Норвегии в лагерях для военнопленных содержалось около 100 тыс. советских красноармейцев. Погибших и умерших, общее число которых превысило 12,6 тыс. человек, оккупанты хоронили вблизи лагерей, зачастую в общих могилах. По всей видимости, именно так был захоронен и Степан Фёдорович – в его лагерной карточке указана точная дата смерти: 8 апреля 1943 года. Всего в этом скорбном месте под названием Энгелёй, по имеющимся документам, было захоронено 539 советских военнопленных. Уже после войны, в июне 1945 года оставшиеся в живых советские узники, перед тем, как вернуться на родину, поставили у концлагеря Энгелёй памятник погибшим товарищам.

Однако остров не стал местом последнего упокоения для нашего солдата. Ровно через шесть лет после установки памятника, в июне 1951-го началась секретная операция, получившая название «Асфальт» и охватившая практически все районы северной Норвегии, где были немецкие лагеря. Под покровом ночи тела погибших советских военнопленных извлекались из лагерных могил, складывались в чёрные мешки, которые обычно использовались для асфальта (отсюда и название операции), а затем мешки грузили на корабли и перевозили для перезахоронения на остров Хьётта. Там, очевидно, оказались и останки Степана Алексеева.

Причиной проведения секретной операции стало желание тогдашнего правительства Норвегии обойти требования советской стороны. Эти требования заключались в том, чтобы разрешить беспрепятственно посещать захоронения красноармейцев, многие из которых располагались вблизи военных объектов. По всей видимости, перенося останки воинов в одно место, правительство думало открыть единый для них пантеон. Всего на остров Хьётта были перезахоронены останки советских солдат из 413 захоронений общим количеством 8975. Имена половины из них до сих пор не известны.

Как простые норвежцы отстояли память о советских защитниках

Операция «Асфальт» продолжалось до ноября 1951 года. Но информация о ней просочилась в норвежскую прессу раньше. О планах руководства страны ликвидировать советские воинские захоронения на севере страны общественности стало известно 15 сентября 1951 г. Это привело к протестам в некоторых норвежских муниципалитетах (коммунах). Потому что среди тамошних жителей ещё были свежи воспоминания о трогательных встречах с советскими военнопленными в годы войны, когда домохозяйки, рискуя навлечь на себя гнев оккупантов, делились последними крохами с несчастными узниками.

В одной из норвежских коммун жители в количестве 800 человек взяли кладбище погибших советских военнопленных в кольцо и не пропустили бульдозеры. Собравшихся вдохновила озвученная на протестной акции информация, что в их поддержку выступили советские дипломаты. Участники митинга направили к властям города депутацию, пригрозившую массовой забастовкой на промышленных предприятиях. Под мощным общественным давлением власти отдали приказ остановить раскопки. Так неравнодушные граждане Норвегии одержали победу в «кладбищенской войне».

Однако последствия операции «Асфальт» оказались необратимыми. За время её проведения надгробные памятники, установленные сразу же после войны, просто уничтожались. А ведь на них были написаны имена и фамилии погибших, где-то с указанием даты рождения и смерти. В результате большая часть информации о советских военнопленных была утрачена.

Сегодня на острове Энгелёй, на фундаменте одного из бараков, в котором находились советские военнопленные, установлен новый монумент. Он был открыт в 1980 году. Табличка с информацией о погибших по-русски и по-норвежски полностью повторяет ту, что висела на том первом лагерном памятнике 1945 года.

«Каждый год, 8 мая, у монумента собираются норвежцы, чтобы почтить память погибших советских военнопленных. Духовой оркестр играет марши и к монументу возлагаются цветы. Норвежцы благодарны советскому солдату, победившему фашизм. Спасибо, Норвегия, что ты помнишь подвиг советского солдата!», – написала модератор группы «Советские военнопленные, погибшие в Норвегии», Татьяна Затолкина.

Хочется надеяться, что информация о Степане Фёдоровиче Алексееве не канет в лету и найдёт отклик у кого-нибудь из наших земляков. Повторим: Он сражался как Герой и погиб как Герой. А герои не умирают!

Подготовил Евгений Бондарь.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель