В профессиональный праздник пожарной охраны о своей службе рассказал петроввалец Николай Колесниченко

Вступать в бой с огнём наш герой в детстве вообще не мечтал. Он вырос и жил до 18 лет в маленькой Бутковке. Там для тушения мелких очагов использовали прицепные бочки с насосом. Пожарную машину Николай впервые увидел, когда уже учился в камышинской школе ДОСААФ.

Так сложились обстоятельства, что в трудные 90-е годы знакомый пригласил Николая Николаевича в 29-ю пожарную часть. Стажировался он в 28-й и с тех пор прошёл длинный профессиональный путь в частях Камышина и Камышинского района. Думал, водителем будет, работать станет сутки через трое. Да не тут-то было. Трудился младшим инспектором Госпожнадзора, инспектором, старшим инспектором по Камышинскому району, заместителем начальника. На желанную водительскую должность попал только в 2021-м году, и сейчас служит в 27-й пожарно-спасательной части 9-го отряда ФПС. А до этого днём ли, ночью, в будни и выходные, в жару и гололёд мотался по пылавшим полям и охваченным огнём объектам, проводил проверки, собирал материалы, оформлял документацию, ругался с зеваками, жалел и утешал пострадавших. Службу от первой, самой низшей ступени, до высшей знает, как верующий — «Отче наш».  Недаром вся грудь в медалях: за тушение пожаров в 2010, в 2017-х годах, за отличие в службе, медаль Чуйкова.

– Жена говорит: «Ты иногда вспыхиваешь, как огонь», – смеётся собеседник. – Она у меня понимающая. Когда-то в части в Лебяжьем служила, поэтому слова «долг», «дисциплина» для неё не пустой звук. 

«Привыкнуть к такому нельзя»

– Николай Николаевич, что было самым страшным для Вас за все годы работы?

– Пожар – дело вообще страшное. Больше всего боишься не успеть спасти людей. Поэтому пока едешь, мозг уже направляет, как оперативнее затушить. Жутко, когда ландшафтный пожар охватывает огромные площади и стена гудящего пламени сметает всё на своём пути. Не сдержать эмоций, когда гибнут маленькие дети… Первый раз свидетелем подобного случая я стал зимой 1994 года в Таловке. Там сгорел ребёнок, которого родители привезли к бабушке и дедушке. Бабуля положила его спать. Поставила щи готовиться на газовую плиту. Потихонечку прикрутила огонь и пошла к соседке. А жир выплеснулся, вспыхнул. Огонь стал карабкаться по рядом висевшей занавеске и дальше распространился по комнате. Люди увидели, кинулись тушить, выносили какие-то вещи. Что в комнате спал малыш, не знали. Когда бабушка выбежала: «Там ребёнок!», войти в дом уже было нельзя… Я эту обугленную фигурку до сих пор помню. И привыкнуть к такому нельзя.  

– Раз Вы сейчас в должности водителя, расскажите про своего железного коня.

– На данный момент я нахожусь в составе первого отделения. Работаю на АЦ-40, предназначенной для доставки к месту пожара личного состава, огнетушащих средств, воды, пенообразователя, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного оборудования. В цистерну помещается 3200 литров воды и 200 литров пенообразователя. Последним мы чаще всего тушим автомобили, розливы горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Помню, в 2000-м году крупный пожар здесь, в Петровом Вале на асфальтовом заводе. Дело было поздней осенью, когда из машины в цистерну сливали мазут. Огонь занялся от поставленной рядом паяльной лампы. Пыхнуло – и пошло, пошло, ёмкость внутри тоже загорелась. Мы тушили тогда двумя машинами, еле сбили пламя. Пару раз тушили загоревшиеся тепловозы. Дома, квартиры, гаражи, поля – всего пришлось повидать. Мы спешим туда, откуда обычно остальные бегут.

Развенчиваем мифы

– Простите за вопрос, но насколько справедлива язвительная шутка о том, что «пожарные за пивом на своей машине погнали, а воды для тушения не набрали»?

– Это миф, абсурд. Люди почему-то думают, что если мы приехали на пожар и начали заливать его водой, то это будет бесконечный процесс.  Но она же быстро заканчивается. Производительность одного ствола – 3,7 литра в секунду. То есть 15 минут – и воды нет. Это при условии, если включены средние обороты насоса. А если я дам сильные, ещё быстрее закончится. На ГАЗонах вообще – 5 минут, и воды нет. Поэтому чем больше гидрантов на территориях сёл, тем лучше. А не так что вылили всю воду, поехал где-то заправляться, в это время дом продолжает гореть.

Про пиво – вообще анекдот. У нас не просто так выехать. Машины стоят полностью заправленные. Ведь может поступить второе, третье сообщение о возгорании. Необходимо всегда быть готовыми к работе. Ни один начальник караула не возьмёт на себя ответственность за «пивную кампанию».  Диспетчер никогда добро не даст, шлагбаум не откроют. Ни-ког-да!

«Ещё и пальцем у виска крутит»

– Расскажите, как ведут себя на пожарах жители нашего района – помогают вам или наоборот мешают?

– По-всякому. Мне очень нравится в этом плане Барановка. Просто молодцы парни, других слов нет! Они и рукава потянут, и лестницу помогут поставить. Вроде, только никого вокруг не было, а уже, как муравьи, облепили и все вместе подсобляют справиться с огнём. В других деревнях, бывает, стоят толпой вокруг, ехидничают, советы дают. Или вообще фотографируют камерой телефона.

В одном рукаве диаметром 51 миллиметр 40 литров воды. Это 40 килограммов! А пожарный три рукава тянет, 120 килограммов. Представьте: он старается, дом пламенем объят, вокруг щёлкают камеры… «А чё мы? Вам же за это деньги платят»… Бывает, что в шоковом состоянии люди пытаются вернуться в горящее здание. Или находясь подшофе, рвутся в огонь. Ротозеи даже отвести их в сторону не пробуют.

В плане помощи и ответственности большая молодец наша петроввальская глава Инна Глебовна Друзина. Она и трактор себе «выбила», и казаков с ранцами мобилизует. Ещё когда в «Благоустройстве» работала, лично выезжала на пожары, следила.

– А всегда ли на дорогах автомобилисты пропускают пожарные машины, спешащие по вызову?

– Нет, к сожалению. Сирена ревёт, мигалки моргают – большинству водителей хоть бы хны. Не свернут, не посторонятся, не пропустят. Чаще всего пропускают те, кто страдал когда-то от пожара, лишился имущества или потерял родных. Помню, пришлось чуть ли не внаглую «вылезать» на улице Ленина здесь, в Петровом Вале, потому что огонь ждать не будет. А женщина-водитель из кабины пальцем у виска крутит, машет мне возмущённо… И у многоквартирных домов владельцы машин так плотно понаставят, что ни подъехать, ни развернуться. Люди ж не думают, что будет, если случится пожар. Мы по закону не имеем права трогать чужие машины, надо вызывать эвакуатор. А это драгоценное время, возможно, риск для чьей-то жизни или здоровья.

На прощание наш собеседник напоминает, что каким бы профессионалом ни был пожарный, он не бог. Он сделает всё, что в его силах, чтобы спасти людей или их имущество. Но и каждому из жителей необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности. Ведь в 98 процентах случаев причиной возгораний становятся брошенный окурок, оставленный без присмотра на зарядке телефон, кипящая на плите еда или шалости ребятишек, рядом с которыми нет взрослых.

Елена Кулыжкина.

Фото из личного архива героя публикации.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель