173 года назад, 6 августа 1851 года, главнокомандующий путями сообщения и публичными зданиями государства Российского издал приказ о создании рабочих, конструкторских и телеграфических рот для охраны и эксплуатации Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. Они впоследствии и стали основой железнодорожных войск России.
Изначально было сформировано 14 отдельных военно-рабочих, две кондукторские и одна телеграфическая роты, общая численность которых составила 4340 человек. Главной задачей первых военно-железнодорожных подразделений было поддержание железнодорожных путей, переездов и мостов в рабочем состоянии, а также их охрана. На смену ротам пришли военно-рабочие бригады, которые, в свою очередь, уступили место качественно новым формированиям, способным более успешно решать задачи, обусловленные непрерывным ростом военного значения железнодорожного транспорта и существенными изменениями, происходившими в жизни страны.
Начиная с русско-турецкой войны 1877-1878 годов, солдаты-железнодорожники вносили свой вклад в победы российского оружия. Важную роль они сыграли в ходе Первой мировой войны, за период которой построили около 300 километров ширококолейных железных дорог и до 4 тысяч километров узкоколейных, восстановили более 4,6 тысячи километров путей. За годы Великой Отечественной войны железнодорожными войсками восстановлено и вновь построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, 15 тысяч искусственных сооружений, восемь тысяч станций и разъездов, 2345 пунктов водоснабжения, проложено почти 71 тысяча километров линий связи, обезврежено и уничтожено более двух миллионов мин и фугасов.
Датой создания железнодорожных войск в Красной Армии считается 5 октября 1918 года, когда приказом главнокомандующего ВС республики было объявлено об их формировании. В настоящее время железнодорожные войска – род специальных войск в составе Материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации (с 2005 до 2010 года входили в состав Тыла ВС РФ), входящий в систему обеспечения обороноспособности и национальной безопасности государства. Это специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для воинских перевозок. А также они принимают участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф и военных действий и конфликтов.
По информации www.calend.ru