Детская школа искусств: рождение вдохновения

Вас совсем не впечатляют звуки музыки, несущиеся с экранов телевизоров или из открытых окон проезжающих мимо машин? Не трогают изысканные краски рассвета? Вроде бы, этот мир открыт для всех-всех-всех, и никаких преград, чтобы, прочувствовав его красоту, порадоваться, нет… Значит, просто не нашлось в своё время человека, который помог бы прислушаться, присмотреться, напитаться живительной силой и самим создать что-то вдохновенное. Зато у детворы из Камышинского района сейчас есть хороший шанс развить дарованные природой эмоциональность, чувство ритма, способность к сопереживанию и самостоятельному творчеству. Этому помогут занятия в Детской школе искусств, которой много лет руководит Татьяна Ивановна Хащенко.    

Учреждение было открыто в богатый на культурные события 1969 год. В год, когда Владимир Высоцкий написал потрясающее стихотворение «Он не вернулся из боя». Народ толпами стекался в музей Академии художеств, чтобы попасть на выставку «Илья Репин и его ученики». А единственному на тот момент в мире детскому ансамблю песни и пляски, состоявшему из хора, оркестра и хореографической группы, присвоили имя его многолетнего руководителя Владимира Локтева.

Камышинская глубинка, разумеется, тоже не отставала от больших городов – взрослые здесь так же от души пели, сочиняли стихи, танцевали, писали картины. И старались передать свой настрой, свои профессиональные умения, подрастающему поколению.

 «Всё в твоих руках»

По этому поводу хочется напомнить услышанную однажды притчу. Жил в старые времена мудрец, который знал всё. Но один человек захотел доказать, что это не так. Он поймал бабочку, зажал её в ладонях и спросил: «Скажи, какая у меня бабочка – мёртвая или живая?» А сам решил: «Скажет «живая» – я её умерщвлю, скажет «мёртвая» – отпущу». Мудрец же, чуть помедлив, ответил: «Всё в твоих руках».

Так вот, преподаватели ДШИ, как философ из притчи, держат в своих руках возможности формирования трудолюбивых, любознательных,  самостоятельных личностей. Благодаря их стараниям за годы работы школа выпустила сотни творческих учеников. Педагоги радуются и гордятся, когда узнают, что кто-то из их воспитанников продолжил образование в средних специальных и высших учебных заведениях. Некоторые вернулись в «петроввальскую альма-матер» в качестве преподавателей, и теперь уже они раскрывают в ребятах удивительное, глубокое мироощущение, особый характер отношения к действительности.

Дети платят им сторицей: регулярно принимая участие в международных, зональных, областных конкурсах и фестивалях, показывают высокий уровень. Судите сами. Только за прошлый учебный год пятьдесят два ученика ДШИ, рискнувшие попытать счастья в одиннадцати конкурсах международного и всероссийского уровня, стали обладателями звания лауреатов. Представляя своё мастерство на мероприятиях областного уровня, такого же признания добились четыре ребёнка, а пятнадцать воспитанников школы стали дипломантами. Ну а если говорить о зональных и межзональных творческих состязаниях, то премий удостоились тринадцать участников, взращённых Детской школой искусств Камышинского района.

Конечно, преподаватели, страхуя учеников в их восхождении по ступеням мастерства, тоже развивают  свою профессиональную компетентность – когда вместе с подопечными выступают, когда выходят «себя показать» сольно или в составе творческих групп. 

Любимец публики, инструментальный ансамбль «Свой стиль», состоит как раз из педагогов ДШИ. Руководит ими Анатолий Владимирович Улизко. Коллектив не раз завоёвывал награды фестиваля имени В.П. Барабошкина, становился дипломантом областного смотра-конкурса «Струны Поволжья», отмечался в числе лучших на конкурсе-фестивале исполнителей на музыкальных инструментах по видеозаписям в Красноярске.

 Увидеть прекрасное среди простого

– Татьяна Ивановна, в дореволюционной России музыке, танцам, живописи обучали, в основном, утончённых дворянских детей. А у вас сейчас может учиться обычный ребёнок, или он с ранних лет уже должен обладать талантами?

– Мы стараемся брать всех, кто к нам приходит. Ведь даже если наш ученик не выберет в будущем профессию, связанную с искусством,  он всё равно разовьёт здесь эстетический вкус, кругозор, научится тому, чего не умеют его сверстники. Что касается музыкального слуха, у одних детей он есть с самого рождения, другим его необходимо развивать. Как правило, через год занятий ученики уже показывают свои способности.

Детей 6 – 9 лет мы набираем в младшую группу; 9 – 11 лет – в старшую возрастную группу. У тех, кто хочет учиться в музыкальном отделении, проверяем уровень развития слуха и ритма,  музыкальную память (точность повторения мелодии и ритмического рисунка после первого проигрывания). Поступающим заниматься по программам в области изобразительного искусства сначала даём задание что-то нарисовать. Потом преподаватель смотрит, какие у ребёнка изобразительные навыки, оценивает уровень развития его воображения и образного мышления. То же самое с хореографией: проверяем гибкость, пластичность, координацию.

– Есть мнение, что занятия в школе искусств обеспечивают и лечебный эффект…

– В какой-то мере это верно. Но не нужно понимать всё буквально. Каждый должен заниматься своим делом: учитель – учить, врач – лечить. Хотя у нас обучаются три ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: одна девочка на музыкальном отделении (медики рекомендовали ей «разрабатывать»  руку) и две – на художественном. Все они очень ярко, эмоционально воспринимают мир. Творчество помогает им самовыражаться, придаёт уверенности в собственных силах.   

– Вы – выпускница Камышинского училища искусств. Используете ли в своей работе методы, которыми преподаватели воспитывали Вас?

– Конечно, это была хорошая, добротная советская школа. Но и своя практика в работе с детьми тоже очень важна. Проработаешь 2 – 3 года – уже быстрее видишь образовательные потребности учеников. Кроме того, я всегда настраиваю наших педагогов на стремление совершенствовать свои навыки общения с детьми, ведь знания надо уметь отдать. Поэтому говорю им: «Учите тому, как сами поёте, рисуете, танцуете».

– Скажите, что радует Вас в директорской работе, а что огорчает?

– Радует, что нашей школе в этом году исполнится 55 лет. Какие бы трудности ни были, но ДШИ растёт и развивается. В месяц мы проводим один-два концерта, и вместе с другими педагогами и родителями я наблюдаю, насколько ярче, внутренне насыщеннее становятся наши дети, насколько улучшается их профессиональный уровень. Это дорогого стоит.

А огорчают случаи, когда талантливый ребёнок, не выдержав двойной нагрузки (здесь и в средней школе), покидает наши стены. Я всегда лично разговариваю с его родителями, стараюсь убедить не останавливаться в начале творческого пути, когда уже есть вполне достойный первый опыт.

– Будут ли в школе искусств проводиться какие-то мероприятия, посвящённые 55-летию?

– Да, мы планируем провести в ноябре большой юбилейный концерт. С 1 сентября начнём подготовку, что-то вспомним с ребятами, доработаем, чтобы программа была интересной. У нас ведь есть классы не только в Петровом Вале, но и в Антиповке. Там занимаются перспективные дети, привлечём и их. Думаю, всё удастся и день рождения школы искусств будет наполнен палитрой красок, вдохновенных мелодий и чистых детских голосов.

Елена Кулыжкина.

Фото из архива ДШИ.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель