Открытие школьных образовательных центров к началу нового учебного года стало в нашем районе замечательной традицией и самым лучшим подарком для учеников и педагогов. «Точки роста» не только служат экспериментальными лабораториями, позволяют лучше усваивать учебный материал, но и помогают детям освоить современные технологии и научиться отвечать на вызовы времени.
«Приручить» дрон и стать кибердетективом
Первые «Точки роста» появились в школах района в 2019 году – в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование». Сегодня ресурсными центрами охвачено 13 образовательных учреждений, и каждый из них – это многофункциональное образовательное пространство, оснащённое всем необходимым для учебной и внеурочной деятельности по различным направлениям: цифровому, естественно-научному, техническому, гуманитарному. В оборудование и ремонт кабинетов, выделенных под «Точки роста», вложены миллионы рублей из бюджетов всех уровней.
В этом году очередные образовательные центры торжественно открыли в петроввальских школах №№ 7 и 56 и в Верхнедобринской школе. С волнением перерезав символическую красную ленточку, директора всех учреждений говорили о новых возможностях, которые открывают для ребят «Точки роста». Эти возможности в полной мере уже оценили (и с удовольствием ими пользуются) школьники и учителя из Антиповки, Умёта, Семёновки, Воднобуерачного, Саломатино, Костарёво, Терновки, Петрунино, Таловки. Целые комплексы нового, современного оборудования помогают лучше усваивать темы уроков, проводить эксперименты и заниматься научно-исследовательской деятельностью, готовить презентации и конструировать.
Новые образовательные мощности по максимуму используют в Антиповской школе, где «Точка роста» открылась в 2022 году: в её оборудование было вложено порядка 1,2 миллиона рублей совокупного бюджета. За два прошедших года в кабинетах цифрового и гуманитарного профилей прошло множество самых разных уроков и мероприятий, причём новым возможностям не меньше школьников рады и педагоги, которые для работы с новейшим оборудованием прошли специальное обучение.
Под руководством Ольги Енаторовой, Юрия Рыжова, Татьяны Емельяновой, Любови Гудиной и других учителей ребята осваивают компьютер, учатся 3D – моделированию, лего-конструированию, приобретают навыки первой медицинской помощи. С помощью 3D — принтера создают авторские кружки и даже летательные аппараты, терпеливо выполняя кропотливую работу и не считаясь со временем.
Большой популярностью пользуются «Уроки цифры», на которых мальчишки и девчонки пробуют свои силы и в создании компьютерных игр, и в выявлении вредоносных программ в Сети, чувствуя себя при этом, по их собственным отзывам, настоящими кибердетективами. Кстати, кого-то эти занятия уже заставляют задуматься о выборе профессии в востребованной IT-сфере.
Осваивая компьютерную вёрстку и монтаж, практикуясь в создании коллажей и в обработке фотографий, школьники очень быстро учатся самостоятельно организовывать фотосессии и празднично оформлять снимки. Видимым результатом успешных занятий юных дизайнеров становятся в том числе праздничные открытки для мам на 8-е марта. Занятия по геоинформационным технологиям позволяют научиться обрабатывать на компьютере пространственные данные и «приручить» дроны.
Интерактивная шахматная доска помогает тренеру-преподавателю Валерию Погорелому воспитывать гроссмейстеров. А с помощью очков виртуальной реальности на всероссийских уроках астрономии школьники могут «вживую» познакомиться с изучаемыми планетами, «походить» по поверхности Луны и Марса.
Увидеть плесень в новом свете
6 цифровых лабораторий по биологии, химии и физике, образовательный конструктор для практики блочного программирования с комплектом датчиков и образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике, 4-осевой учебный робот-манипулятор с модульными сменными насадками, а также 2 ноутбука и многофункциональное устройство для печати и копирования. Такой комплекс оборудования с открытием «Точки роста» получила в пользование Умётовская школа. На этой базе сразу же были организованы учебные и внеурочные программы по физике и химии, а также различные конкурсы и физические чтения, которые способны увлечь не только физиков, но и лириков, — посвящённые загадкам окружающего мира.
С помощью современного оборудования даже такая сложная наука, как физика, становится для ребят ближе и понятнее. И кое-кто из школьников уже с удовольствием выступает в роли наставника для младших школяров. Саломатинская «Точка роста», к примеру, оказывается востребованной даже летом. В одну из смен летнего пришкольного лагеря для его воспитанников старшеклассница Катя Белоусова провела (под наблюдением педагога-куратора) мастер-класс по сбору электрической цепи. Для ребят это было похоже на волшебство: когда в результате опыта лампочка загорелась, дети были в восторге! «Мне очень понравилось! – делилась впечатлениями воспитанница лагеря Полина Быкова. — Поначалу было трудно, но Катя нам всё подробно объяснила, и мы смогли сделать так, чтобы лампочка зажглась».
Не менее увлекательно в экспериментальных лабораториях ресурсных центров проходят и опыты по биологии. Под руководством преподавателей учащиеся исследуют растения и микроорганизмы под микроскопом. На одном из таких занятий саломатинские школьники, используя препаратные иглы, предметные и покровные стекла, смогли оценить совершенство и красоту… обыкновенной красной луковицы. А ученики Светланы Великой из Семёновской школы, по их собственному признанию, в новом свете увидели плесень!
На основе оборудования химико-биологического класса Воднобуерачная школа запустила программу «Зелёная лаборатория», основой которой стал самостоятельный исследовательский эксперимент учеников. Свои первые шаги в науку сельские школьники делают под руководством Ольги Джафаровой.
Открывая для себя новые возможности образовательного процесса, счастливые обладатели «Точек роста» гостеприимно распахивают двери своих центров и для тех школьников, в чьи учреждения новое оборудование ещё не пришло. Чтобы как можно больше учеников привлечь к занятиям в открывающихся «Точках роста», между школами района было налажено сетевое взаимодействие: ребята из соседних поселений могут участвовать в лабораторных исследованиях и экспериментах как лично, организованно выезжая в образовательный центр, так и в режиме онлайн (что было особенно актуально в период пандемии).
В прошлом учебном году педагоги Семёновской школы на базе своего центра провели цикл внеурочных мероприятий для учеников 6-8 классов из Верхней Грязнухи. Гостям особенно понравилось работать с квадрокоптерами. Они изучили основные принципы управления, научились управлять полётом, изменять высоту и направление движения беспилотных аппаратов. Надо ли говорить, какие эмоции владели сельскими школьниками, не избалованными подобными технологиями?
Таловские ребята, до того как у них в школе открылась своя «Точка роста», учились оказанию доврачебной помощи, азам шахматного искусства и другим навыкам, доступ к которым дают «Точки роста», у антиповских соседей. А саломатинские лаборатории востребованы у учащихся Госселекционной школы.
Интерес к новым образовательным центрам проявляют не только школьники. Воспитанники детских садов, посещая с экскурсией свои будущие школы, не желают уходить из уютных, красиво оформленных кабинетов, в которых им разрешают собственноручно попробовать запустить квадрокоптер или показывают «фокусы» с наэлектризованными эбонитовыми палочками. После таких экскурсий малыши дружным хором кричат «Да!» на вопрос о том, хотят ли они пойти в школу. Впрочем, в современную школу, где столько новых возможностей, хотят пойти и мамы с папами, а также бабушки и дедушки. И в День открытых дверей в «Точках роста» взрослые не только наблюдают за демонстрационными опытами своих детей и внуков, но и с удовольствием сами берут в руки волшебную эбонитовую палочку.
Надежда Каширина.
Фото из школьных групп в ВКонтакте