Мастерицы, из-под умелых рук которых выходят яркие тёплые ковры, встречаются не только в далёкой Персии, но и в наших сёлах. Об этом напомнили музейные работники, выставившие на сайт очередное фото из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.
«Зарисовка ковра. Шерсть. Техника махровая. Размеры: 100х180 см. с. Дубовка. Камышинский уезд. Саратовская губерния. Вторая половина XIX в.,» – гласит сопроводительная надпись.
Традицию изготовления дома тёплых, комфортных, радующих глаз ковров селянки продолжили и гораздо позже. В Верхней Добринке, например, стены некоторых жилищ они украшают до сих пор. Как говорят сами искусницы, в «лихие девяностые» купить ковёр им было накладно, а вот «выбить» (правда, потратив уйму времени) гораздо доступнее. Будний день женщины, как белки в колесе, кружились на работе, по хозяйству и с детьми, а по ночам и в выходные склонялись над полотнами.
— Когда я маме своей похвалилась, что сама «выбиваю» ковёр, она вместо радости здорово расстроилась, — с грустной улыбкой рассказала нам одна из селянок. – Покорила, что себя не берегу, совсем почти не отдыхаю. Начала ругать отца за то, что такую безмозглую дочку вырастил. Он куда-то съездил, и уж не знаю, какими правдами или неправдами, но приобрёл для нас с мужем фабричный ковёр. Но свой я потом всё равно закончила. «Упёртая» же действительно, как родители и говорили.
Крепкая, с редковатым переплетением, чтобы туда могла войти игла, ткань, продуманный рисунок, иголка (иногда самодельная, из ветеринарной иглы, которой делали уколы скотине) и пряжа. Собственно всё, что требовалось для тонкого дела. Узор наносился и «выбивался» с изнанки, петли складывались в причудливые орнаменты и цветы с лицевой стороны.
Нынешние мастерицы тоже не теряют навыков и не ударяют в грязь лицом перед своими предками. Сейчас вышивкой, выполненной в подобной технике, они украшают свои кофты, пиджаки и кардиганы.
Елена Кулыжкина
Фото: госкаталог РФ