Вольф Мессинг из Чухонастовки

Совсем чуть-чуть осталось до самого  любимого всеми праздника Нового года. Наступает время добрых прогнозов, приятных хлопот и ожидания чего-нибудь сказочного, загадочного, непознанного. А самое большое чудо – это всё-таки человек, в котором зачастую таятся удивительные, мало изученные современной наукой способности. Один из таких феноменов появился на свет и делал первые шаги здесь, в глубинке, на камышинской земле.

Итак, в 1924 году в Чухонастовке, где местные жители в основном занимались хлебопашеством и чумачеством (извозом), родился мальчик Миша. Тогда и представить было трудно, что в будущем Михаил Петрович Емцов сможет контролировать сознание любого, кого ему вздумается…          

Повитуха-волшебница

Гипнотические способности достались Мише, скорее всего, от родной бабушки, слывшей в  округе искусной повитухой. К ней, а не к дипломированным врачам бежали за помощью сельские жители. Те – чужие, «барышни». Эта – своя, деревенская, не раз проверенная делом. Она могла не только облегчить физические страдания крестьянок, которые, по поговорке, где стояли, там и рожали (речь идёт об их повседневной работе в поле, на выгоне, в хлевах). Мишина бабушка, по дошедшим до нас рассказам очевидцев, могла унять физическую боль женщины, сказав ей или сделав что-то такое, что оказывало мощнейшее впечатление. «О матери родной бабы забывали, не то,  что о боли. И детишки потом все живы оставались, и хозяйки быстренько возвращались к своим домашним обязанностям».

Мишенька по малолетству бабушкиным талантом не кичился. Он рос себе на просторе, бегал со сверстниками по балкам, играя в казаки-разбойники, купался в Балыклейке. Но в начале 30-х годов в Поволжье нагрянул жестокий голод. Кровь леденеет, когда читаешь  воспоминания писателя М.А. Осоргина о том времени: «… И всех страшнее были дети. Их привозили на телегах, а на пункте сортировали на твёрдых и мягоньких. Из твёрдых трупиков складывали нечто вроде поленницы дров (два – так, два — эдак), а ещё мягких старались оживить до конца. На них вшивые тряпочки и обмоточки, и торчат из-под лохмотьев синие палочки: руки, ноги. Ничего ужаснее и жальче этих синих ребят с большими глазами не видел…». Так вот, семья Емцовых в поисках лучшей доли устремилась, как им казалось, подальше от «вшивых тряпочек», горьких лепёшек из желудей, похлёбки из лебеды и «десерта» из выветрившихся костей – в Камышин. Да так и прижилась в городе.

 Загипнотизировал и бесплатно пообедал

Говорят, что необычного мальчика, с успехом развлекавшего толпу приятелей во дворах, заметил один из заезжих артистов. Он приоткрыл ему завесу над своими профессиональными тайнами: о ловкости рук, изготовлении «магического» реквизита, виртуозности общения со зрителями – в общем, над всем тем, что заставляет окружающих поверить в чудо.  Так в нашем городе появился собственный артист оригинального жанра. Им восхищались, ему старались подражать как чужие, так и свои. Через много лет, уже в двухтысячные годы, двоюродная племянница Емцова Оксана Евгеньевна, напишет, что она  всё время просила его показать, как он делает трюки. Она даже проткнула себе щёку иглой (по примеру Михаила Петровича – он тонкой спицей прокалывал насквозь щёку и с улыбкой  вытаскивал спицу с другой стороны, без крови, без  криков). 

Единственным местом работы иллюзиониста Емцова стала Волгоградская областная филармония. По трудовому договору он давал представления на сцене Камышинского драматического театра, не забывал и о районе. А позже его искусству покорились подмостки многих городов Советского Союза.

Разглядел в Михаиле Емцове феномен и известный во всём мире Вольф Мессинг. Он абы к кому в гости не заходил, а к Емцову завернул на чай во время гастролей в Камышине в 1960 году, и разговор затянулся надолго… Известно, что сам Мессинг грешил иногда употреблением дара ради какой-нибудь выгоды. Например, когда Сталин дал ему задание получить 100 000 рублей в банке по чистой бумажке, это было с блеском исполнено. Местный историк-краевед Виталий Королёв вспоминал похожий случай с Емцовым. К счастью, связан он был не с деньгами, а с дармовой едой в ресторане «Заря», что располагался на углу улиц Октябрьской и Пушкина (неподалёку от нынешней редакции «Уезда»). Зашёл Михаил Петрович, подсел к абсолютно незнакомой компании и, загипнотизировав невольных «друзей», угостился на славу. Они очнулись, лишь когда он неспешно, словно призрак, удалился. Понятное дело, стали препираться, выясняя, куда делись деликатесы и кто будет расплачиваться за незваного гостя.

Война и любовь

На фронте Михаил Емцов  получил  тяжелое ранение в затылок и контузию. Выжил чудом. Родная мать едва узнала его, обгоревшего и покалеченного, когда он постучался в дверь. Заохала, стала думать, чем помочь, и в конце концов обратилась за помощью к сельской медицинской сестре. Та помогла оформить солдата в еланский госпиталь. Судьба распорядилась, что эта же медсестра в 1946 году стала его супругой. Михаил обрёл в ней крепкую семейную опору и одновременно ассистентку в многочисленных представлениях.

Феерия в сельском клубе

Импульсивный, творческий, без преувеличения, способный повелевать массами, Емцов, к его чести, никогда не отказывался давать представления простым людям в сельской глубинке.

– Сейчас я начну отсчёт. Слушайте внимательно. Он созвучен биению вашего сердца. Смотрите мне в глаза, прямо в самые зрачки. Внимательнее, ещё внимательнее, — примерно так начинались многие выступления гипнотизёра.

Уроженец Дубовочки Александр Фёдорович Лебедев вспоминал, как в клубе, до отказа набитом селянами, состоялось фееричное представление. Артист весь вечер удивлял зрителей необъяснимыми трюками: с лёгкостью пробивал иголками стёкла, демонстрировал, как летают по воздуху, складываются сначала веером, а потом сами собой в колоду игральные карты.

Уже в то время Михаил Петрович овладел искусством каталепсии – длительного пребывания погружённого в транс человека в неудобной позе. По свидетельству жителя  Белогорок Виктора Фёдоровича Шипилова, загипнотизировав добровольца, Емцов укладывал его голову на спинку одного стула, а щиколотки – на спинку другого. Так и лежал человек, словно деревянный мостик, хотя его туловище больше ничто не поддерживало. К слову, в наши дни искусные психотерапевты научились использовать каталепсию на пользу людям – при проведении операций, если у пациентов есть аллергия на лекарства. А эскимосы издавна вводят себя в это состояние, пограничное между реальностью и сном, сидя сутками у проруби в ожидании добычи. Но вернёмся к Емцову. Среди фокусов, поражавших публику, было ещё привлечение к своей персоне красавиц с поцелуями. Очнувшись, девушки сами не понимали, как внезапно они поддались страсти. Впечатления у всех были похожими: «Что? Я-я-я? Да не может быть! Как он это делает?!»

К сожалению, все мы не вечны. Михаил Емцов, местный человек-легенда, скончался в 1980 году. Сделали своё чёрное дело последствия тяжёлого ранения в затылок, полученного на фронте. Но живы ещё люди, которые помнят, как высокий, пышноволосый гипнотизёр-фокусник с лёгкостью менял их ощущения и представления об огромном, непознанном мире.

Елена Кулыжкина

На фото: Михаил Петрович Емцов, ему ассистирует его сестра Мария Петровна

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель