На школьной волне

С улицы через приоткрытое окно доносится терпкий запах осенних бархатцев, вечерний ветер колышет прозрачные шторы, а сельский учитель всё сидит за письменным столом. Уже и тетради проверены, и документация оформлена. Но не отпускает оно – чувство неудовлетворённости оттого, что пока до конца не продумано, как не только вытащить детей из трясины безграмотности, но и оградить от пошлости «Дома-2» и «Пусть говорят». Вдруг открывается второе дыхание и в голове рождаются новые и новые идеи… О том, с какими ситуациями сталкиваются сегодня педагоги и какие находят пути решения, накануне профессионального праздника мы откровенно пообщались с замечательной женщиной — учителем математики Верхнедобринской средней школы Еленой Викторовной Шульц.

Наследница семейства, где сильны педагогические традиции (мама — учитель физики, папа-хормейстер, преподаватель музыки и пения, бабушка и дед по материнской линии тоже были педагогами), Елена с детства жила в атмосфере благородной профессии, впитывала в себя её дух, специфику, этику. Организаторские способности девочки проявились рано, ещё в играх со сверстниками в школу, где ей отводилась роль учительницы. «Помню, что родители моих «подопечных» приходили отпрашивать своих чад с «уроков», — улыбается Елена Викторовна. —  Может быть, они делали это с иронией, но тогда я в силу своего возраста воспринимала это всерьёз». Закончив после школы педагогический университет по специальности «учитель начальных классов», Е.В. Шульц позже прошла переквалификацию, и вот уже 26 лет она преподаёт математику.  

 

Несмотря на «сухую» науку, ученики называют её то артисткой, то художницей, горячо влюблённой в своё дело. Недаром — она всю жизнь сама развивается и отдаёт свои знания окружающим. Не только в школе. Рядом с Еленой живут те, в чьих руках её сердце. Муж и дочери с пониманием относятся к её постоянной загруженности,  помогают и в домашних делах,  и даже в некоторых учительских.  Супруг часто принимает участие в создании декораций к выступлениям на классных вечерах. Старшая дочь монтирует отснятые  видеоролики, сценарии к которым сочиняет мама. А ещё Елена Викторовна любит петь, выступает на сельских концертах  и отводит душу, работая на земле.

О детях – своих и чужих

Говорят, что если женщина живёт достойно, то она получает от Бога комплименты в виде дочерей. Наша героиня – как раз такой случай. В этом году её дочь Дарья на экзамене набрала 99 баллов по химии.

— Елена Викторовна, как удалось сельской девушке достичь столь высокого результата? Каким Вы видите её будущее?

— Химия Дарье как учебный предмет понравилась сразу. В 9 классе ОГЭ ей удалось сдать на 5 благодаря подготовке на уроках и дополнительным  занятиям  на  элективах  с учителем нашей школы Ниной Сергеевной Гребенниковой. Уже тогда дочь поняла, что хочет связать свою профессию с химией. Мы осознавали, что одного часа в неделю в школе недостаточно, какой бы опытный учитель с тобой ни занимался. Ведь школа у нас не профильная, углубленного изучения предметов нет. А сдать ЕГЭ на высокие баллы, обучаясь на базовом уровне, просто невозможно. Поэтому мы обратились как к репетитору к Вере Васильевне Кузнецовой, бывшему  учителю  химии петроввальской школы. Вера Васильевна  – опытный и знающий предмет педагог, у неё сложившаяся система подготовки детей, и мотивировать она умеет, и увлечь. Ну, и Дарья много работала. Занималась и летом, и в учебное время по субботам. Бывало, мы с мужем уже спим, а она до часу — до двух ночи решает свою химию. Отсюда и результат. Мы рады, что дочке удалось поступить в РГУ нефти и газа имени Губкина на факультет химической технологии. Хочется, чтобы у нее всё получилось, чтобы она стала востребованным специалистом.

— Можете вспомнить какой-нибудь случай, произошедший в школе и оставивший особый след в душе?

— С опытом приходит понимание ценности детской личности. Поначалу я  оценивала детей по степени  их успешности в учёбе. Но однажды на открытом классном часе  в преддверии Дня Победы  мы слушали и исполняли песни военных лет. В какой-то момент заговорили о праздновании 9 мая. И я спросила ребят, почему мы чтим память погибших минутой молчания. В классе воцарилась неловкая тишина. Я внутренне  напряглась, ведь урок-то открытый! И вдруг поднял руку двоечник Толя. Я боялась его спросить, ожидая какого-то нелепого ответа. Но так как желающих больше не было, мне пришлось предоставить слово ему. Толя тихим голосом сказал: «Потому что нет слов, способных передать нашу боль и сочувствие  к тем, кто отдал жизни на войне». У меня на глазах выступили слезы… Именно двоечник оказался самым эмоционально отзывчивым ребёнком, способным глубоко чувствовать и сопереживать. После этого урока я стала каждого из детей воспринимать как уникальную, неповторимую личность.

О «рычагах» и «дистанционке»

— Поэт Михаил Светлов утверждал, что настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. Насколько часто встречаются сейчас «сложные» по уровню интеллекта и воспитанию дети и родители? И есть ли у учителей рычаги воздействия на них?

— Когда у семьи и школы нет единства требований, договоренности в расстановке приоритетов, общих  ценностей, это всегда непросто. Но все же рычаги воздействия имеются. Это личный пример учителя, его авторитет, способность понять и помочь,  увлечь интересным делом или предметом.

— Роль педагога заключается, прежде всего, в том, чтобы распахивать перед ребятами дверь в мир знаний. Какие, по-вашему, на сегодняшний день проблемы профессии отвлекают от этого?

—  Слишком много всего, что уводит от реальной работы с детьми:  бумаги, отчёты, написание всевозможных объёмных программ… Снижение престижа учительской профессии, низведение её до одной из форм сферы услуг…  Дефицит свободного времени, которое можно было бы потратить на чтение, поездки, путешествия. Ведь не секрет, что сейчас, чтобы получать достойную  зарплату, учитель  должен брать на себя дополнительные нагрузки.

— Нравится нам или нет, но пандемия коронавируса в минувшем учебном году принесла с собой такую вынужденную меру как дистанционная форма обучения.  Если, не дай бог, ситуация повторится, что можно взять из уже полученного опыта на вооружение как полезное, а что предстоит адаптировать к нашим условиям, проработать?

— С одной стороны, опыт дистанционного обучения показал, что оно малоэффективно. Это мое мнение, мнение большинства  родителей и детей. Одна из главных причин — отставание технической составляющей, отсутствие компьютеров в семьях, низкая скорость Интернета в школах и сельских населённых пунктах. В идеале в классах должна стоять такая техника, чтобы ребёнок, находясь дома по болезни или по случаю карантина, мог подключиться к уроку и быть его полноправным участником. Скажу честно, наши ребята обращались к видеоурокам на электронных платформах неохотно. По их словам, материал там объясняют сухо, сжато и не всегда понятно. Поэтому на «дистанционке» я старалась делать для них видеосъемку объяснения новой темы. На подготовку такого урока уходило в 2-3  раза больше времени, чем  обычного. Ребята мне говорили: «Хорошо, что Вы не заставляете нас слушать бабушку с Ютуба, а объясняете урок сами, так, как мы привыкли». Через месяц онлайн-учёбы все они затосковали по школе, искренне сокрушались в классных чатах о том, что соскучились по запаху парт, что хотят на «живой» урок.  При всём при этом, разумеется, к информационной мобильности  приучать молодое поколение  тоже необходимо, ведь учиться им предстоит всю сознательную жизнь, в том числе и самостоятельно.

С другой стороны, учителя в срочном порядке  вынуждены были  освоить проведение уроков в Zoom, WhatsApp и других мессенджерах, задействовать имеющиеся электронные  образовательные ресурсы и платформы. Уровень компьютерной грамотности и изобретательности педагогов возрос  — и это большой плюс. Дистанционное обучение, на мой взгляд, полезно как дополнительная мера для детей со слабым здоровьем, которые не могут посещать школу, для спортсменов, часто уезжающих на соревнования, или в период сезонного карантина.

О подарках

— Елена Викторовна, какой сюрприз, преподнесённый в День учителя, Вам больше всего запомнился?

— В нашей школе есть хорошая  традиция: старшеклассники готовят для педагогов подарки, выполненные своими руками. Мне запомнилась мудрая сова, сделанная в технике объёмного оригами. Очень кропотливая работа, выполненная с душой…

Завершая интервью, мне почему-то очень хотелось описать, как и Елена Викторовна, и другие педагоги, сердце отдавшие детям, делятся опытом, сидя за рулём роскошного Lamborghini или неспешно делая глотки кофе с корицей из раритетной фарфоровой чашки. Может быть, мы когда-нибудь доживём до подобных картин?  

Беседовала Елена Кулыжкина

Фото из личного архива Елены Шульц

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель