Зачем строить «планов громадьё», когда живёшь в глубинке? Этот вопрос возникает в мыслях с завидной периодичностью. Когда трясёшься в машине по избитым дорогам и боишься оставить колесо в залитой талой водой колдобине. Когда сломалось что-то из бытовой техники, и в поисках нужной на замену детали безрезультатно нарезаешь круги по местным магазинам. Наконец, когда приехали познакомиться из областного центра специалисты по развитию внутреннего туризма с уверенностью в том, что Петров Вал можно превратить в центр паломничества, получив для подкрепления субсидирование, гранты и т.п. по ещё не утверждённому нацпроекту «Туризм и индустрия гостеприимства», куда государство планирует вложить триллионы рублей.
Наверное, вишенки на торте есть и в мечтах, даже целых две — это приятно и бесплатно. Гости встретились с главой – поговорили, корреспондент газеты их послушала – написала, три с половиной тысячи человек прочитало, кто-то из них обрадовался широким горизонтам, и вот оно, сформированное общественное мнение… Каждый из участников счастлив, потому как не зря свой хлеб ест.
Почему воздушные замки – не лучший способ?
Во-первых, потому что пока Петров Вал, как и Камышин, без просчитанной стратегии и финансовой «подушки» на её воплощение, к сожалению, не готов достойно принять приезжих. Большинство жителей – люди неглупые, они просто обозлятся. Кто-то молча, а кто-то высказав резонное, мол, куда везти туристов, если свернёшь с центральных улиц – и чёрт ногу сломит. Ну, сфотографируются гости в центре у памятника Ленину, «гладящему кошку», осмотрят ДК и сквер железнодорожников в центре, а дальше что? Знаменитые Валы нужно в порядок приводить. Там поблизости туристу даже, пардон, в туалет сходить некуда.
Во-вторых, если непонятно толком, что показывать, то и большой целевой аудитории сюда не заманишь. Работа с потенциальным гостем начинается задолго до того, как он пришёл к памятнику, и включает в себя обширные аспекты: анонсы, создание фотозон, подготовка событийных мероприятий и прочее. Тот же поклонник советского или петровского наследия без них как приедет, так вскоре и уедет, не оставив в местной казне лишней копейки. А ведь ради неё, признаемся, всё и затевается. Логично?
Призрачные мечты как способ изменения жизни зачастую выбирают неопытные руководители, у которых скудный бюджет, не сформированный турпродукт, нет широкой рекламы и информационного сопровождения. В итоге только и остаётся, что утешаться народным «лишь бы не было войны».
Как сделать реально?
Юрий Кравцов, старший консультант отдела развития внутреннего туризма и межрегионального взаимодействия комитета по развитию туризма Волгоградской области:
— Ещё в 2019 году состоялось организационное совещание регионального комитета по празднованию 350-летия российского реформатора Петра Первого и составлен план мероприятий. Поскольку ваш город тесно связан с именем последнего царя всея Руси, то вам сам бог велел, создав вместе с нами маршрут на месте строительства канала петровской эпохи, приплюсовав археологические, природные, этнографические возможности, подключив с нашей помощью социальные структуры, туроператоров, перевозчиков, развивать туристическое направление как экономическую сферу. Сразу скажу – это нелегко, но очень интересно и вполне реально. Вы покажете уникальность родного города, попадёте в популярный нынче тренд развития подобных населённых пунктов. Таковым, например, является Мышкин в Ярославской области, где живет всего около 5,5 тысяч человек, — он во многом развивается за счет туризма, принимая в год до 140 тысяч гостей.
Игорь Дрегваль, полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства в ЮФО:
— Мы часто слышим лозунг «Развивая туризм – развиваем Россию», который отражает правду сегодняшнего дня. Её не нужно бояться. Думаю, даже хорошо, что мы начали работать не как обычно, после утверждения нацпроекта, а ещё во время его активной разработки, поскольку и нам остаётся пространство для воплощения в жизнь многих задумок и разрешения проблем. Объезжая сейчас районы нашей области, осматривая и высоко оценивая их потенциал, мы в то же время хорошо понимаем, что, кроме прочего, необходимо будет обучать специалистов на местах. Ведь за последние годы произошло много сокращений и оптимизаций. Бывает, приезжаем куда-то, а там один отдел, где трудятся несколько женщин, отвечающих за всё, начиная вёрсткой бюджета и заканчивая готовностью поставить под ружьё призывников. Надеемся, что вкладываемые в масштабный нацпроект средства помогут исправить ситуацию. Конкретно сейчас, в самом начале совместной работы, нам нужно понять, как грамотнее проложить по вашему городу маршрут «Петров Вал – страница истории великой эпохи», где и какие расставить акценты, сделать арт-объекты, фотозоны, чтобы они привлекли туристов. Теоретически, может быть полезной и интересной площадка под открытым небом, отражающая дух конца 17 – начала 18 веков: стилизованный домик немецкого инженера Иоганна Бреккеля или английского строителя каналов Джона Перри. Обязательно должна быть закрытая территория, мини-музей, позволяющий привести гостей, показать – рассказать им всё возможное о Петре Первом, смоделировать там какие-то детали. Не стоит забывать, что и в гербе города отражена стилистика Петра, её хорошо было бы использовать в изготовлении сувенирной продукции. Да мало ли что можно придумать – воссоздать элементы оружия петровской эпохи, допустим. Простор для работы — огромный.
Маргарита Пронина, ведущий специалист сектора туристических проектов Агентства развития туризма:
— Как практик я хочу акцентировать, что, помимо составления предварительного перечня объектов маршрута, мы должны оценить, куда можно будет поставить автобусы с туристами и как эта точка впишется в общий фон. Организовать питание в местных кафе. Думаю, понадобится интерактив, какие-то дополнительные подводки в виде школьных музеев и экспозиций либо фотозоны. Хорошо, что у вас рядом проходит железная дорога, то есть имеется возможность путешествовать на электричках. Люди, приехавшие сюда даже на один день, смогут утром провести хорошо время в Петровом Вале, купить сувениры, созданные руками местных мастеров, затем съездить в соседний Камышин. Думаю, получится показать ваши достопримечательности во всей красе, обыграть их, поставить мотивирующие на путешествие указатели. В здании вокзала можно организовать стилизованную зону, чтобы все желающие отправляли открытки с живописными видами Петрова Вала своим родным и друзьям.
Всё рассказанное гостями звучало, конечно, заманчиво. Глава города железнодорожников Елена Береговая не посчитала их предложения чем-то невыполнимым, только уточнила:
— Мы сейчас входим в стадию больших перемен в плане благоустройства, так как выиграли грант в 50 миллионов рублей. Это направление и будет у нас во главе угла в ближайшее время. О заходе маршрута, думаю, говорить пока рано. Другое дело – добавить что-то в наши планы с учётом туристского аспекта. Мы, честно говоря, и сами давно мечтали привлечь туристов. Однажды пригласили к себе иностранных студентов ВолГУ. Объяснили им, где словами, где жестами, что когда холодно («айс»), нужно сжечь чучело Зимы («и тогда она гуд бай»). Китайцев особенно впечатлили наши колоритные Валы. Студенты с удовольствием поучаствовали в народных гуляниях, полакомились блинами и остались очень довольны приёмом. Есть у нас и небольшой опыт по созданию собственного маршрута. Директор ДК Наталья Кочергина делала его для петроввальских малышей: от памятника к памятнику. И да, все напитались позитивом, набрались впечатлений, на это не потребовалось много средств.
Вот такая беседа произошла недавно в кабинете Елены Береговой. Затем она провела экскурсию, показав волгоградцам обновлённый Дом культуры и исторические места своего города.
А вы, уважаемые читатели, как смотрите на туристическое будущее Петрова Вала? Только честно.
Елена Кулыжкина
Фото автора