«Ыстчо бы»: тотальная безграмотность побеждает?

В тетради многих современных учеников бывает трудно взглянуть без слёз. Чего там только нет: «Льва Толстого отключили от церкви», «Тихон не мог ступить шага без матерной указки», «придти», «черезчур»… Из уст взрослых, увы, курьёзные перлы тоже сыплются нередко. Накануне Международного дня родного языка (отмечается 21 февраля) «Уезд» решил провести опрос читателей, чтобы  выяснить  причину грамматического безобразия  и возможные способы борьбы с ним.

Как филолог по образованию и мама троих детей, проверившая немало домашних заданий, рискну предположить, что одна из загвоздок кроется в современных учебных программах. В царской России и Советском Союзе детей учили грамоте, основываясь на зрительном восприятии слова, на регулярном списывании текстов, чтении и пересказе. А нынешние младшеклассники, по-моему, слишком быстро погружаются в премудрости фонетики. Сперва, ещё не зная верного написания, они воспринимают слова на слух («вада», «партфель», «акно»), а потом упорно как слышат, так и пишут. Парадокс, но нередко оказывается, что их прабабушки, отучившиеся когда-то из-за бедности или нагрянувшей войны всего-навсего пару лет, пишут и устно выражают свои мысли гораздо правильнее.  Но давайте послушаем мнение педагогов.  

Культурный слой

Светлана Леонидовна Щепелина (директор школы № 7 города Петрова Вала, учитель русского языка и литературы):

— Главные проблемы безграмотности берут своё начало, конечно, в детстве. Современные мамы и папы, забрав ребёнка из садика домой, включают ему мультфильмы или дают в руки смартфон, думая, что таким образом содействуют развитию. Но это ошибка. Малыш должен слышать текст, понимать его, создавать в своём воображении какие-то образы. С опорой на них постепенно сформируются основы   для развития словесно-логического мышления, позже – функциональная грамотность. Так маленький человек научится ориентироваться в любой обстановке, анализировать и принимать взвешенные решения,  совершенствовать свои навыки коммуникации. Помните, как воспитывали детей в семье-лаборатории педагогов Бориса и Лены Никитиных? Они советовали даже совсем маленьким ребятишкам, когда закапризничали, читать вслух. Сначала крохи просто с интересом их слушали, когда подросли, уточняли значение новых для них понятий (затем это входило у них в привычку уже при самостоятельном чтении), пополнялся словарный запас.  Заметив, что детям нравится писать мелом, Никитины-старшие сделали из куска линолеума «доску». Увидели, с каким удовольствием ребята играют кубиками, поместили на них буквы и показали, как складываются слоги. Они были партнёрам, соучастниками повышения грамотность своих детей.  А сейчас девочки и мальчики, к сожалению, практически не слышат элитарной русской речи. Например, ведущими популярных телепередач становится кто угодно (светские львицы, тик-токеры), и выражаются они так, как считают нужным, не затрудняясь облагородить речь. Плюс негативное влияние сетевого общения, где превалирует «олбанский язык», жаргонизмы, сокращения, вместо полноценных слов активно используются графические средства (смайлики, мемы и прочее).

Любовь Ивановна Капустина (учитель русского языка и литературы Нижнедобринской средней школы):

— Я отвечу на ваш вопрос пушкинскими строками «Чтение – вот лучшее учение». Только оно обязательно должно быть не поверхностным (пробежал глазами и забыл), а вдумчивым, глубоким. Такой способ позволяет не только узнавать новые слова, но и отмечать художественные средства, используемые автором, стилевые особенности произведения.  В итоге у ребёнка, во-первых, сформируется умение писать на более серьёзном, творческом уровне. Во-вторых, сформируется хороший фундамент для саморазвития. Он сможет в разных ситуациях действовать по более сложной инструкции, чтобы отыскать решение проблемы.

Наталья Васильевна Бауер (директор Усть-Грязнухинской средней школы, учитель русского языка и литературы):

— Одной из главных причин безграмотности я считаю появление Интернета. Конечно, он стал неотъемлемой частью нашей жизни и  имеет свои плюсы. Но как педагог я вижу и убеждаюсь всё больше и больше в том, что наши ученики перестают думать, не вникают в суть, ничего не разбирают по косточкам. Дашь самое простое задание – написать реферат. Ребёнок просто скачает его из Сети и принесёт на урок. Спросишь: «А ты понимаешь, о чём здесь речь? Неужели не видишь в тексте ошибок?» «Ну, я же принёс реферат, — ответит он, — какой нашёл. Что ж мне его ещё и редактировать?» Чтобы написать доклад или тот же реферат двадцать лет назад, нужно было сходить в библиотеку, перелопатить массу справочников, энциклопедий. И эффект был соответствующим.

Другой причиной того, что современные дети не дружат с грамотностью, является сокращение количества уроков русского языка. Что можно сделать  в ситуации «галопом по Европам», которая не способствует тщательному разбору и усвоению сложных тем?

Немаловажен также и семейный уклад. Раньше практически у всех в домах были библиотеки. Сейчас это немодно. А если дома не читают, каким образом ребёнку расширять кругозор? Так что всем советую читать книги в свободное время. А в СМИ хотелось бы видеть больше информации, разъясняющей, что быть грамотным – это модно и важно для каждого человека.

Свободны от правил и памяти

Разумеется, в поисках истины нужно выслушать и младшее поколение. Часть детей, выступивших в качестве наших респондентов (представляться они не захотели, «а то мамки заругают за то, что глупость сказали»), всё же признала – они действительно идут по пути меньшего сопротивления. Чтение  классической литературы для многих является настоящей пыткой. «Это настолько занудно… Зачем вообще тратить кучу времени, если можно за пятнадцать минут целый роман прочитать в кратком изложении, — убеждали они. – Раз-два, погуглил – нашёл. Самим же разбираться, как будет верно, — например, «белки выскочили из своих дуплов, дуплищ, дуплей…» — честно, неохота».

Девятиклассники из Нижнедобринской средней школы Никита Епанчинцев и Анастасия Петрова рассудили по-другому.

Никита:

— Сегодня действительно много безграмотных людей. У них не развивается память, иногда и того хуже – она разрушается. Когда не было всяких гаджетов и Интернета, взрослые и дети посещали библиотеки, долго и с интересом читали книги. В настоящее время разную информацию можно быстро найти в любой момент. Но память при этом становится очень короткой. Ведь чтобы писать грамотно, нужно запоминать облик слова и знать правила. А при плохой памяти на грамотность рассчитывать не приходится, поскольку та часть мозга, которая за неё отвечает, постепенно атрофируется. Этот процесс, к счастью, обратим. Чтобы грамотно писать, я думаю, нужно тренировать память: пользоваться не только смартфонами, но и обычной шариковой ручкой, читать не только электронные книги, но и обычные бумажные.

Настя:

— Я уверена, что в нашем мире много безграмотных людей в связи с тем, что они нашли для себя более лёгкие способы общения по любым поводам через компьютеры и гаджеты. Здесь не требуется осмысленно строить предложения – собеседники и так поймут, о чём написано. Нет необходимости  подбирать более выразительные слова и выверять синтаксические конструкции. Среди молодёжи остались лишь единицы тех, кто увлекается литературой. А ведь она – живое воплощение мыслей, выраженных через правильный, красивый язык. Таким образом, тот, кто читает, помогает себе совершенствовать грамотность.

Аня Морозова, ученица этой же школы, считает, что количество невежд увеличивается из-за обычной лени, нежелания учить правила. «Человек пытается положиться на свою грамотность, но ведь она далеко не у каждого врождённая. Для поддержания достойного уровня нужно читать классику, а не проводить всё своё время в Интернете, надеясь, что за тебя текст отредактирует машина», — утверждает девушка.

Четвероклассник Андрей Бабенко учится в камышинской школе № 14, но часто приезжает в Нижнюю Добринку в гости к любимым бабушке и дедушке. Мы попросили Андрюшу тоже ответить на вопрос о причинах вопиющей безграмотности. «Вы знаете, у детей и у некоторых взрослых голова сейчас забита другими вещами, — сказал мальчик. — То есть компьютерными играми, видеороликами и прочим. Им вовсе не до требований, предъявляемых орфографией, пунктуацией и лексикой. У них свои правила, свои условия общения, они хотят развивать иные навыки и просто не думают о языковой сознательности.  Поэтому, наверное, такие… не очень умные». 

Разруха в головах, разнобой в словарях

Для чистоты эксперимента осталось узнать мнение родителей учеников, их бабушек и дедушек.  Вот, кстати, неподалёку стоят мужчина и женщина. Представились как супружеская пара из города железнодорожников. Давайте тоже их послушаем.

Евгений Сергеевич Павлов:

— Я сам не особый поборник грамотности, потому что она сейчас никак на уровень жизни не влияет. Уверен, важнее быть не грамотным, а разворотливым и ухватистым.   Подумаешь, книжек начитаются, очки на нос нацепят и жизни учат. А домой придут, откроют пустой холодильник… С другой стороны, в какую организацию ни придёшь – везде одни непрофессионалы. Такое впечатление, что грамотные и «главные» сидят в разных кабинетах. Столько ошибок в документах делают, что просто бесит!

Марина Андреевна Павлова:

— Я поддерживаю мнение мужа. У детей сейчас вообще нет стимула к учёбе. Они же прекрасно видят, что успехи в школе не всегда являются залогом успешности в жизни. Ну, и учителя, по моему мнению, другими стали. То ли их отчётами задёргали, то ли просто эмоционально выгорели. В школе моих внуков работает педагог, которая всё время повторяет, что она не обязана никого любить, а обязана только учить. Как дрессировщик с животными, с ними обращается: «Встал», «Ответил», «Урок окончен». Какой тут может быть интерес к предмету и стремление повышать уровень? Ещё бывает, откроешь словарь и наткнёшься на разнобой. В одном слово «карате» — через «е», в другом — через «э». Полнейший раздрай, нигде порядка нет!  

Мужчина, вышедший из дверей городской прокуратуры (соседнего с редакцией «Уезда» здания):

— Неожиданный вопрос, так сразу я и теряюсь, что сказать. Дети-школьники у меня есть, но вообще-то следить за грамотностью в образовательных организациях нужно только начинать, а контролировать необходимо всегда и везде. Только тогда будет толк. Вы посмотрите, что льётся на нас из уст дикторов телевидения, со страниц газет, какая информация на табличках памятников, рекламных баннерах и вывесках магазинов. Там же ошибка на ошибке! Только вряд ли педагоги смогут свой ум в других вставить – если человек сам захочет учиться, он все премудрости одолеет. А нет – напрасный труд и трата нервов. Некоторых граждан, думаю, вообще лучше бы не учили. У них в головах такая разруха! Пишут безграмотно, зато много и часто. Вот сколько одна дама кляуз в прокуратуру настрочила (потрясает пачкой бумаг). И то ей не так, и другое не этак. Отписываться замучился. Лучше бы ей в детстве учителя буквы вообще не показывали!

Перспективы, как видите, нарисовались так себе. Но не всё ещё потеряно. Подводя итог, хочется напомнить, что библиотеки Камышинского района всё-таки стали настоящими центрами притяжения. Недавно их читатели участвовали в акции «200 минут чтения», посвящённой Сталинградской битве, и заслужили целую россыпь грамот. Приходите и вы, читайте, обогащайтесь всем, что создано лучшими умами и отзывчивыми душами. 

Елена Кулыжкина

Фото автора

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель