А им творить охота: в Терновке состоялся фестиваль самодеятельного театрального творчества

Каких только сцен ни показали — по текстам, написанным собственноручно, и взятым из репертуаров российских комиков, по мотивам родного фольклора и шедеврам Болливуда, в исполнении уже признанных в Камышинском районе талантов и эффектных новичков. Из-за невозможности уместить всё на одной газетной странице рассказываем о фестивале самодеятельного театрального искусства, который состоялся в зале Терновского Дома культуры, описывая некоторые номера. Но, разумеется, это далеко не полный объём того, на что стоило посмотреть собственными глазами на «Камеди-клабе по-сельски».  

Образы Бабок-ёжек, Иванушки дурачка и Василисы Прекрасной, озорные, но вместе с тем философские, по традиции оказались востребованными. К ним обратились самодеятельные артисты из Сестрёнок, Антиповки и Верхней Добринки. Они выбрали сатирические сюжеты с благодатным простором для размышлений. Например, сестрёнский «Иван», повесивший на заборе объявление с описанием жилплощади, оклада, размера лаптей, долго мучился с выбором невесты. Василиса Прекрасная заманивала его московской коммунальной квартирой и перспективой стать дураком столичным. Красная Шапочка во всей красе описывала свои хозяйственные таланты и душевность в уходе за больной бабулей. Но в итоге под венец Иван повёл клещеногую Ягу, соблазнившись тем, что у неё в собственности имеется избушка, реактивная метла, «а также замечательная книжка сберегательная». Казалось бы, счастливый сказочный финал предрешён. Но авторы шутливой пьесы подвели своих героев к неожиданному финалу. Не удалось Ивану, как он мечтал, справить поминки по престарелой супруге и с Василисой укатить в Сочи – Яга его съела. «А у сказки смысл таков – меньше будет дураков», —  порадовали сестрёнские артисты зрителей «скоропостижным» резюме. Сценка их коллег-антиповцев «Баба-яга, Блин да Весна» порадовала интеллигентностью и бережным отношением к русским традициям. Удовольствие, которое они получали от игры на сцене, ощущалось физически. Хочется особенно выделить исполнительницу роли Блина-блиночка — она просто здорово сделала гимнастическое  «колесо», покатилась, как и положено блюду, родившемуся на круглой сковородке!

Достаточно многочисленными страницами театральной эпопеи стали классические мотивы. Петроввальцы из объединения «Экспромт» в своём творчестве посмеялись над похотливо-обжористым гоголевским дьяком Афанасием Ивановичем и  жеманной Хавроньей Никифоровной, пристыдившей соперницу Параску – жертву диеты, которой даже «не на что бусы надеть». Усть-грязнухнцы «оттолкнулись» от атмосферной, с ноткой советской ностальгии комедии Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке».  Одна из артисток «Девичьих сердец» из Нижней Добринки с блеском сыграла заботливую Кристину Агилеровну, обряжавшую внука на день рождения в брюки и тулуп, в которых дед с войны пришёл. «Твой Серёжка неизвестно, где живёт. Пока дойдёшь, застудишь «бубенчики», — выговаривала она внуку. А тот противился: «Лошара прям вообще.. Никуда не пойду!» Такая вот разом бесхитростная и грубоватая плоть от плоти «Уральских пельменей» нижнедобринского розлива.

К теме глубинной связи отцов и детей обратились и «Весёлые ребята» из Костарёво. А что? Разве мало у нас «бешеных» внучек и приезжих с огромным кавказским… темпераментом, соблазняющих невинных девушек? Нравится нам это или нет, встречается и крепкое словцо. А молодёжь, перепевающая, допустим, поп-исполнителя Niletto: «Время пострелять, между нами пальба (Пау, пау!) Па-па попадаешь в сердце, остаёшься там, Любимка…», случается, не задумывается, чем могут закончиться сладострастные объятия с почти незнакомой подругой. Неудивительно, что побитая жизнью бабуля Клавдия Ивановна решила не пускать на самотёк результат «стрельбы». Её цель – во что бы то ни стало выдать замуж беременную внучку. Пусть даже за мужчину, имя которого напоминает всем известное огородное растение — сырьё для забористой приправы. Смешно и грустно, по-сокровенному. Ну, не хватает у нас мужчин, что поделать…  

Меньше слов, больше чувства

С неистовым рвением воплощали в жизнь режиссёрский замысел абсолютно все участники фестиваля. Они были очень разными – у одних состоялась только проба пера, у других получилась блестящая  театральная мастерская. Комедии и психологические драмы «в одном стакане» показали саломатинцы в сценке «Талончик к врачу», обыграв не самые лучшие стороны нашей бесплатной медицины. Актуальную тему продолжили «Семёновские бабки», ввернувшие в страсти вокруг чтения модного журнала животрепещущую новость: «Что, сахар привезли или гречку?»  Вся их беседа на бревнышке: с лузганьем семечек, поставленным рядом подойником и развёрнутой газетой «Уезд», в которой можно прочитать, как котлеты из пшёнки готовить – про своё, родное. А если даже заморское, то адаптированное: «Кристина Агилера в платье от Армани. Небось, дорогущее платье-то, рублей триста. Глянь, Леди Гага, поди, пьёт. Кто такая Гага? Наверное, гусей пасет. А ногти-то — пять сантиметров, как она доит?»

Немыслимую, заразительную энергию проявили колоритные «Петрунинские девчули», окунувшие зрителей в атмосферу сельской дискотеки конца прошлого века.  Те, кто когда-то участвовал в танцах-обжиманцах, поглядев на девушек, сказал бы: «Верю». Откровенные платья, танцевальные движения, больше напоминающие сексуальную прелюдию, лихие подмигивания диск-жокею (с ним лучше было дружить, ведь он мог поставить медленную или другую композицию по заказу, когда нужно). В момент, когда в зале среди девушек появлялся кавалер, ритм становился просто бешеным – каждая стремилась переключить внимание на себя. Очень остроумным и убедительным получился музыкальный эскиз, скрестивший воспоминания и реальность.

Воднобуераченская «Матаня» со сценкой «Фитнес-зал» и ельшанские артисты из творческой команды «Акварель», представившие инсценированную песню «Отучала бабка деда», не спасовали перед подводными камнями к полноценной жизни: курением, обжорством, «рюмочкой с морозу» и поглядыванием давно перезрелых мужиков на стройных молодок.  Женщины просто выворачивались наизнанку в замысловатых упражнениях, балансировали на тонкой грани, убеждая друг друга и сильный пол: нам трудно, а мы смеёмся, мы ещё ого-го… Их усилия увенчались успехом. «Дед усы подкручивал и над ней подшучивал: «Не боись, не боись, ты, моя Маруся, на молодок погляжу — а к тебе прижмуся», — пропели ельшанцы итог.

Выступление умётовцев из самодеятельного театра мимики и жестов нельзя ни по структуре, ни по системе образов объединить ни с кем. Участницы кружка «Зеркало» разрушили привычные для зала отношения «слово – звуковой посыл», показав пантомиму «Городская и деревенская» — о попутчицах, которые нашли общий язык во время путешествия в плацкартном вагоне поезда Москва — Умёт. Обеим самодеятельным артисткам удалось таким образом выстроить жесты и мимику в линию жизни, что не зааплодировать их искусству перевоплощения было невозможно.

«Разорвали» зал

Часто можно услышать, что зритель ходит не на пьесу, а на артистов. Без сомнения, яркие выступления таловчан, лебяжинцев и жителей Госстанции прибавили им поклонников.  Первые пошли по стопам музыкального театра, сотворив пародию на индийские фильмы. В ней было всё, что много лет буйно расцветало на благодатной заморской почве: костюмы цветов «вырви глаз», родимые пятна на ногах бедного музыканта Джимми и прекрасной Радхи,  зажигательные музыкально-танцевальные номера, а также перевод-перечисление  «в нос» артистов, которые «все Капуры». Прослезиться от смеха зрителям было просто суждено. 

Лебяженцы из кружка «Вдохновение» в незамысловатой фабуле «Снимается кино» нашли нестандартные решения в стиле фьюжн с налётом сатиры. «Снимайте, сейчас будет смешно», — посоветовала соседка по зрительскому креслу ещё до начала их выступления. Действительно опыты замедленной – ускоренной – как в балете съёмки воспринялись более чем органично. Зал прыскал, замирал в предвкушении, хохотал и бешено аплодировал режиссёру, настраивающему своих подопечных на очередной дубль одного-единственого эпизода с раненым юношей: «Стоп! Что за сырость вы мне тут развели?!! Мы снимаем фильм не для эмо! Герой — вы же все-таки герой! Мать — ну что вы так разревелись, будто бы больше рожать не сможете! Доктор — ну что за истерика? Вы же этих трупов сотни видели! Поехали!»

Но по общему признанию звёздами фестиваля стали разновозрастные (от 17 до 69 лет) артисты из Госселекстанции. Самая опытная участница любительского объединения «Верность» Надежда Бондарь (она играла роли мамы и Крота) сперва поразила меткостью, через всю сцену попав зёрнышком чётко в середину цветка. А потом оторваться от фирменно-эпатажного стиля всей дружной команды было вообще невозможно. Антон Весов (Жабёнок), Виктория Косоротова (Майский Жук), Фёдор Кулешов (Дурындочка), Глеб Победа (Мышь и Стас Михайлов), Надежда Губкина (Андерсен), Галина Волохина (Жаба), Ольга Баранова и Валентина Каар (Жуки) так живо, абсолютно не стесняясь, играли, были пластичными и узнаваемыми в самых неожиданных образах! Они смогли сгенерировать болезненно-важные для современного поколения проблемы не нудно, но так, что их хочется обсуждать и верить морали: счастья достоин абсолютно каждый человек. «И не важно, сколько лет/, Есть машина или нет/, Красивый, стройный, деловой,/ Полный ты или худой/, Рыжий, чёрный иль блондинка — /Не важна сия картинка…»  Что осталось после их выступления? Восторг и мысль, если дополнить номер спецэффектами с использованием экрана в петроввальском Доме культуры и аппаратуры РДК,  можно с чистой совестью показывать его молодёжи по «Пушкинской карте».

Театральный фестиваль в Терновке стал ярчайшей демонстрацией эмоциональных и профессиональных возможностей творческих людей нашего района. Парад фееричных эмоций завершился выступлением «Девчонок, ух» из Верхней Добринки. На сладкое они оставили замечательную новость: директор Терновского Дома культуры Ирина Шевченко отмечает сегодня день рождения. Как же фантастически хороша была Ирина Владимировна с охапкой подаренных цветов, а все вышедшие на сцену поздравить её и вместе порадоваться создали какой-то особый полюс притяжения – новый, мощный, многообещающий в творческом плане.

Искренние слова поздравления ей и благодарность за феерическое творчество всем выступавшим приехали выразить заместитель главы района по социальным вопросам Татьяна Данилова и начальник отдела культуры Наталья Кочергина. Присоединяемся и мы!

Елена Кулыжкина

Фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель