Первую попытку соединить Волгу и Дон ещё в 1569 году предпринял турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань. Однако всего спустя месяц турки отступили, заявив, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать».
В конце 17 века построить судоходный канал попытался российский царь Петр I. По плану строительства канал должны были прорыть между притоками Волги и Дона, Камышинкой и Иловлей. Начало работ пришлось на 1697 год. Однако в 1701 году из-за Северной войны со Швецией строительство было свернуто.
В дальнейшем было создано несколько десятков проектов соединения Волги с Доном. Однако ни один из них так и не воплотился в жизнь. В 1920 году по плану ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к проблеме создания канала. Проект строительства был создан лишь в середине 1930-х годов, но реализовать его помешала Великая Отечественная война. Работы возобновились в 1943 году, сразу по окончанию Сталинградской битвы.
Работами руководил гидротехник Сергей Жук, также руководивший строительством Беломоро-Балтийского канала и канала Москва-Волга. Земельные работы начались в феврале 1948-го.
Строительство канала было закончено всего за 4,5 года. 31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона, а 1 июня по каналу уже началось движение судов. Официальное открытие Волго-Донского судоходного канала состоялось 27 июля 1952 года, когда ему было присвоено имя В.И. Ленина.
Общая его протяженность составляет 101 км, и для его преодоления суда проходят 13 шлюзов. Сегодня средняя продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет примерно 211 суток. И за это время здесь проходит до 5000 судов. Пропускная способность канала оценивается в 16,5 млн. тонн грузов в год.
По материалам calend.ru