Участницы клуба «Параскева» из Госстанции стали лауреатами областного конкурса

С чего начинается настоящая рукодельница? Такая же, какие живут в Госстанции и, собравшись в клубе мастеров декоративно-прикладного искусства «Параскева», творят эксклюзив из, казалось бы, бросовых материалов? С приметливого взгляда во время застолья: «Ой, винную пробочку не выкидывайте, мне передайте. Она же из натурального дуба! Как раз закончу коврик под горячее». Или с вопроса знакомым: «А вам нужна та стопка старых журналов? Нет? Так давайте заберу. В изумительную шкатулку превращу – закачаетесь!» Или с недовольного ворчания мужа: «Ну, сколько можно сидеть на этих сайтах и рассматривать кружева, ткани, пряжу? Что ж ты оторваться не можешь, сила воли у тебя хоть какая-то есть?»

Сила воли, конечно, есть. А предела тому, что потенциально подходит для поделок, нет. Из рыбьих костей, оставшихся после обеда, они создают оригинальные картины. Ничуть не хуже «Корзины с цветами», выложенной из косточек пикши и хранящейся в королевском музее Эдинбурга. Из оставшейся после Пасхи яичной скорлупы – украшенные мозаикой подсвечники и горшочки для растений. Из круп, семян, сушёных цветов – изысканные пейзажи для домашнего декора. И ведь ни одного повтора! Задумайте только тему — вскоре увидите неповторимые, в своём роде единственные изделия. Они будут глубокими, не вычурными, хранящими в себе связь с прошлым.

Любят то, чем живут

Совсем недавно завершился очередной конкурс творческих работ под названием «Родники», в котором приняли участие и наши землячки.  Рукодельницы клуба «Параскева» были признаны лауреатами первой степени.

На вручение наград в областной центр женщины не ездили, поскольку оно совпало с празднованием Дня района. Но грамоту им передали, и селянки благодарны за то, что их старания, их знания деталей народных костюмов и техника выполнения не остались незамеченными. Конечно, свою роль сыграло и голосование – жители Камышинского района отдали за работу «Российская глубинка» 224 голоса.

— Почему ваш клуб называется «Параскева»? – интересуюсь у нынешнего руководителя и идейного вдохновителя всех затей мастериц Марины Петровны Гиберт.

— В ноябре 1997 года его предложила создательница на тот момент кружка Вера Ивановна Семёнова. Она как человек начитанный знала, что святая Параскева считалась на Руси покровительницей всех мастериц, женской заступницей.

Добавлю, что в те времена творить было намного труднее, так как в природе ещё не существовало обилия мастер-классов, которые мы сейчас наблюдаем в Интернете. Вера Ивановна, работавшая в библиотеке, пристально следила за всеми напечатанными новинками и, как только находила что-то интересное в журналах и газетах, спешила поделиться подмеченным с другими. Их дополняли собственными задумками, а потом буквально до последней клеточки тела растворялись в вышивке, шитье, вязании. Материалы, допустим, та же канва, тоже были в дефиците. Приходилось раздёргивать ткани, собирать с миру по нитке разноцветные лоскутки и мулине. Но результаты радовали и радуют до сих пор.

Я стала руководить клубом в 2007 году, когда Вера Ивановна переехала из Госстанции в Костарёво.  

— А как возникла идея создания для вышеназванного конкурса трилогии человеческой жизни: молодости, зрелости, старости?

— Само собой получилось. Решили «сплести» для широкого зрителя узор нашей сельской жизни, в которой, несмотря на постоянный труд, много добра и нравственности. Нам важно, чтобы эти ценности всегда продолжали оставаться нормой.

Раньше мы делали из джута разных зверушек. Потом я решила попробовать создавать фигурки людей. Получилось – две работы у нас даже купили еланцы, так им понравилось. А для конкурсной композиции наработанные умения пришлись как нельзя кстати. Мы хотели, чтобы каждый наш персонаж получил свой характер, поэтому уделяли особое внимание их облику.

Для украшения костюмов вышивкой использовали шов «козлик» — его стежки перекрещиваются на лицевой стороне, а с изнанки идут параллельно – и тамбурный шов-цепочку. Малюсенькие лапоточки крестьянам наши мастерицы связали крючком из джута. Изба, у которой отдыхают старичок и старушка, — из гофрокартона.

Это же всё незатратно, все мелочи, которые нередко пылятся по углам, пошли в ход. Надеюсь, что нашей команде (а в душе каждая параскева поэтесса) удалось вложить особые чувства в работу и передать  зрителям свою любовь к русской глубинке. 

Ещё один приятный момент в нашей работе – это вовлечение в процесс других людей. Посмотрели, «зацепило». Решили сами попробовать и стали «соучастниками» действа. Так получилось с мастерицей из Дворянского Натальей Рожковой. Она от нас «заразилась» работой с гофрированным картоном и теперь такие стильные, виртуозные вещи делает, что глаз от них не отвести.

Сёстры по искусству, подруги по умениям

— Марина Петровна, у ваших параскев есть специальное образование?

— Нет, зато у них есть практический жизненный опыт. Они сами научились шить, вязать себе, внукам и детям. Год от года множат и шлифуют своё искусство.

В.П. Узденевой, И.Г. Сычёвой, Н.А. Юрченко подвластны любые узоры для вязания спицами и крючком, они знают многие секреты вышивки крестом и выкладки алмазной мозаики. Под юркой иглой М.С. Варламовой, укладывающей стежок за стежком на рушники и полотна, расцветают нежные букеты, появляются затейливые орнаменты и целые сюжеты. Н.А. Майер вообще на все руки мастерица, а трубочки, которые она катает из бумаги для изготовления своих работ, получаются удивительно ровными, тоненькими, аккуратными, словно машинными.

В рукодельницы не берут ленивых. У нас держатся и достигают успеха только те, кто скуку, уныние и зависть гонят прочь. Например, Н.Ю. Харина, вечно занятая, потому что держит дома много скотины, всё равно успевает и нарисовать, и слепить что-то, и для применения дизайнерских способностей время найдёт. Родные В.А. Бабушкиной уже давно не удивляются горкам бисера, которые часто переливаются на её столе – из них сначала возникают очертания, потом штрихи становятся более чёткими и в конце концов покрывают гладь полотна.

Конечно, можно не заморачиваться и связать родным обычный шарф, шапку или носочки – без них тоже никак. Но можно замахнуться и на что-то более милое, прелестное. «Раз петля, два, три», — иногда, чтобы не сбиться и не испортить новую вязаную куклу, считает про себя рукодельница Е.И. Антонова. Иногда ради завершения какого-нибудь зайчика или медвежонка может и со сном повременить. Глядишь – у неё уже готова «модель», хоть сейчас на выставку.

Любое рукоделие – трудоёмкий продукт не одного дня. Но жительницы Госстанции уверены, что никакие штампованные заводские сувениры их изделий, в которых заложен генетический код нашего народа, не заменят. Поэтому милых сердцу занятий не бросают, наоборот, придумывают и воплощают в жизнь что-то новенькое.  

Елена Кулыжкина

Фото Марины Гиберт

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель