Таинственный древний народ езиды

Это один из самых загадочных в мире народов. Его история исчисляется несколькими тысячелетиями, но до сих пор учёные ломают копья в спорах и о его происхождении, и о религии.  Бесспорно одно – не имея собственной государственности, пережив более семидесяти геноцидов, езиды сумели сохранить свою веру и традиции, не утратив при этом уважения к другим народам. На территории Волгоградской области они сегодня живут и работают рядом с представителями более 140 национальностей, а подавляющая часть диаспоры, около одной тысячи человек, называет своей родиной Камышинский район.

Не создавай себе врагов

Именно потому, что на нашей земле проживает больше всего езидов Волгоградской области – выходцев из Армении, Грузии, Турции, Ирака, — на территории Камышинского района в 2015 году была официально зарегистрирована езидская региональная общественная организация. Её руководитель Пашик Авдалян рассказал нам о том, чем занимаются езиды района, как выстраивают отношения с другими народами (а их в районе более 40-ка) и какие обычаи соблюдают.

На момент официальной регистрации диаспоры в нашем районе числилось около 600 езидов, сегодня их порядка одной тысячи человек – больше всего в Петровом Вале, Барановке, Петрунино, Антиповке и в Белогорках. Многие семьи приехали после развала СССР – из Армении и других бывших союзных республик: семья Пашика Джалиловича, к примеру, прибыла в 2000-м году из Украины. Занимаются они в основном производством сельскохозяйственной продукции, выращивают скотину, трудятся на бахчах, работают в гостиничном и ресторанном бизнесе, держат магазины. «Разнообразный образ жизни, — подытоживает Пашик Джалилович. — Благо в России сейчас для этого есть все возможности – заниматься тем делом, которым хочешь».

Молодое поколение езидов, в том числе учащиеся школ, активно участвуют в различных сельских и районных мероприятиях, особенно отличаясь спортивными достижениями. В Петрунино, например, очень сильная футбольная команда с участием езидов, которая неоднократно становилась победителем районных турниров. Камышинские и районные спортсмены диаспоры три года назад создали футбольный клуб «Ездихан» — в этом году его игроки стали серебряными призёрами чемпионата города.

Помимо спортивных состязаний, что стирают все границы, представители езидской диаспоры участвуют и в мероприятиях, которые, напротив, подчёркивают национальную самобытность и позволяют приобщиться к чужой культуре. В феврале этого года в Международный день родного языка школьники-езиды, вместе с представителями других этнических групп нашего района, стали участниками видео-марафона «Язык – душа народа». Эдуард Мурадян из села Сестрёнки и Зинаида Гаджиян из Петрунино декламировали стихи на родном языке.    

Яркие звёзды с национальным колоритом зажигаются и на музыкальном олимпе. Ещё совсем недавно на общерайонных праздниках срывал овации зрительного зала петрунинский детский ансамбль ложкарей, где львиную долю самодеятельных музыкантов составляли юные езиды (теперь они выросли и закончили школу). А зажигательный народный танец стал одним из самых зрелищных моментов в концертной программе состоявшегося несколько лет назад фестиваля национальных культур: представляя свои культурные традиции, езиды, кроме того, угощали всех желающих блюдами национальной кухни – сладкой пахлавой и другой выпечкой.

 Национальная кухня езидов, по словам Пашика Авдаляна, во многом сформировалась из гастрономических традиций тех народов, рядом с которыми им пришлось жить. Поэтому на езидском столе могут соседствовать блюда восточной, кавказской и русской кухни. В семье Авдалян, выходцев из Армении, очень любят армянский хаш – древнейшее блюдо, которое напоминает русский холодец, но подаётся в горячем виде. «Это блюдо, — рассказывает Пашик Джалилович, — бывшая еда бедняков, но сейчас большой деликатес. В моём детстве его готовила мама, а утром за большим столом собирались все близкие, родственники и наслаждались этой трапезой, и разговаривали. Это не просто застолье, а особая культура, когда в будние дни что-то просто готовят в большом объёме и приглашают дорогих вам людей».

С традицией угощения, как и в православии, у езидов связан древний обычай почитания и поминовения предков, когда соседям раздают только что испечённый, горячий хлеб. Самый лучший способ помянуть близкого человека, считают езиды, – сделать добро другому, и в первую очередь – дать нуждающемуся хлеб и кров.

Что же касается необходимости строить отношения с представителями как минимум 42-х наций и народностей, которые проживают в Камышинском районе, руководитель общественной организации езидов категоричен: «Мой отец, как и родители в других езидских семьях, учил меня не делать зла другим людям и не создавать себе врагов, быть добрее и проще, — это позволит другим узнать тебя и твою культуру. И уж тем более мы должны уважать народ и традиции той страны, которая стала для нас Родиной, и принимать всё, что с ней происходит».  

 Почему нельзя стать езидом?

 О езидах часто говорят как об одном из самых закрытых народов. Этот верно только отчасти. Современные езиды, особенно хорошо образованные, охотно рассказывают о своих традициях, культуре и вере. Но сама религия народа, гонимого и преследуемого на протяжении всей его истории, народа, не имеющего государственности и вынужденного «кочевать» по миру, стала его оберегом, надёжно защитив езидский народ от влияния извне строжайшими правилами, которые соблюдаются и по сей день. Некоторые догматы этого вероучения кому-то могут показаться слишком жёсткими или устаревшими, но именно благодаря вере и неукоснительному следованию её канонам народ эзди (самоназвание этноса) не растворился в других национальностях и сохранил свою идентичность.

Одна из строжайших заповедей езидизма – запрет на браки с иноверцами – сегодня, пожалуй, более всего подвергается испытанию временем, и в езидских общинах это правило всячески стараются сохранить. Ни один родитель-езид никогда не даст согласия на «неправильный» брак своего чада. А если такое всё-таки случается, детей, как правило, отлучают от семьи – родственники могут не общаться десятилетиями. Впрочем, признаёт Пашик Джалилович, иногда родители сами не могут выдержать долгое «отлучение» — родительские чувства оказываются сильнее. Но всё-таки настоящим езидом считается только тот, чей семейный статус не противоречит религиозным канонам. «Запреты на браки с людьми другой веры – это не прихоть нашего народа, не вера в его исключительность перед другими, — объясняет мой собеседник. – Тысячелетиями сохраняя свою культуру и язык матери, мы боролись за сохранение национальной идентичности. И если самовольно начать менять традиции, то получается, что миллионные жертвы, которые заплатил наш народ за право жить в собственной вере, ничего не значат. Это плохо перед памятью предков».

В числе главных семейных церемоний важнейшей является первая стрижка мальчиков – биск, которая по своему смыслу похожа на крещение в христианстве. Это действо совершается только своим, семейным священнослужителем, который существует у каждого езидского дома. Для семьи это настоящий праздник – с подарками и угощениями. Обычно стрижка совершается, когда ребёнок достигнет одного-полутора лет, но современная традиция позволяет провести эту церемонию и позже, и даже в зрелом возрасте. Кстати, ввиду кастовой системы у езидов стать священнослужителем может только тот, кто принадлежит к духовной касте (это шейхи и пиры): светская каста (мриты – миряне, к которым относится и наш собеседник) этой возможности лишены.

Религиозные запреты на некоторые продукты и одежду у езидов XXI века практически ушли в прошлое: «Люди живут по своим возможностям и предпочтениям». Впрочем, смягчаясь под давлением обстоятельств жизни и быта «по мелочам», вера езидов остаётся незыблемой в главном, в том числе в утверждении, что езидом можно стать только по праву рождения. И это снова – не об исключительности народа, а о чём-то более глубоком – о невозможности менять веру как данность — как мать, как Отечество. Вот как это объясняет Пашик Авдалян: «Я знаю людей других национальностей, которым нравится наша вера и которые охотно бы перешли в неё. Но наш народ верует в единого Бога – как бы Он ни назывался, Он всё тот же, поэтому изменить данную тебе веру – всё равно что отречься от Него в одном «облике», чтобы полюбить в другом. Хотя у других народов могут быть совсем другие точки зрения в этом вопросе, и их взгляды нужно уважать».     

Парадоксально, что, веруя в единого Бога, езиды на протяжении веков подвергались гонениям как язычники. Их и сейчас многие называют солнцепоклонниками – за то, что молятся солнцу, за то, что главный ангел в их религии –  Малак Таус (Ангел Павлин) – тоже иногда отождествляется с небесным светилом. Но кто как не сегодняшние потомки древних славян могут объяснить, как, молясь Иисусу Христу, можно призывать Масленицу и восхвалять приход Весны? Сами езиды устами нашего проводника так комментируют свои обычаи: «Солнце (Шамс) для нас – воплощение Бога, которое мы видим и чувствуем. Это наш святой, которого в молитве мы благодарим за то, что живём на земле, согретые его светом и теплом. И конечно, в наших домах есть атрибуты нашей религии – статуэтки павлинов, картины с изображением солнца, а в домах духовенства – ещё и особые священные предметы».  

Изображения солнца – одного большого и семи маленьких – украшают и купола крупнейшего  в мире езидского храма, построенного в 2019 году в армянском селе Акналич. Его дизайн вдохновлён храмом Лалеш на севере Ирака, главной святыней езидов и местом паломничества. И наверное, входя в это священное для всех езидов место, представители древнейшего народа эзди молятся не только о себе. Потому что одна из их основных молитв звучит так: «О Боже, сначала пошли счастье и благополучие 72-м народам, а потом нам, езидам».

В регионе

В преддверии Дня народного единства в Волгограде пройдут мероприятия, направленные на сохранение исторической памяти и передаче молодому поколению национальных культур, обычаев и традиций. В библиотеке Красноармейского района состоится Ярмарка этнической литературы «Лица читающей национальности», где будут говорить о книге и литературе. Её участниками станут представители национально-культурных и общественных организаций, которые познакомят всех присутствующих с поэзией и прозой своих любимых национальных авторов, прочитав отрывки из их произведений, в том числе и на родном языке.

А в эти дни идёт подготовка к традиционному, седьмому по счёту Большому этнографическому диктанту (БЭД). За неделю до его старта в областном центре состоялся брифинг, посвященный этой масштабной просветительской акции. Главными спикерами диалоговой площадки в РИАЦ  стали эксперты – кураторы площадок, этнографы, лингвисты и журналисты, которые в разные годы были задействованы в проведении диктанта в нашем регионе. Они рассказали об особенностях теста, площадках проведения, важности тестирования на знание культуры и традиций народов России.

Участники брифинга отметили, что главная задача БЭД — чтобы «у жителей России появилось желание изучать свою историю, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живёт рядом, потому что знание является основой межнационального мира и согласия».

Надежда Каширина.

Фото П. Авдаляна, из архива редакции

и с сайта puerrtto.livejournal.com 

  • Материал подготовлен в рамках проекта «Мы разные. Мы вместе» по теме «Развитие межконфессиональных и межнациональных отношений в Волгоградской области».

 

 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель