Под знаком полумесяца

Семь лет назад в Камышине была создана и официально зарегистрирована общественная религиозная организация «Махалля», которая объединила правоверных мусульман города и района, а также предоставила им возможность совершать коллективный намаз в специально обустроенном молитвенном доме. Какую цель ставит перед собой общественное объединение и какие проблемы помогает решать членам местной уммы (общины)? Может ли мусульманин долго и счастливо жить в браке с христианкой? И правда ли, что в роли проповедника могут выступать женщины? На эти и другие вопросы нам ответил духовный лидер камышинских мусульман  имам Ильхомджон Лутфов.

— Уважаемый Ильхам-хаджи, представители каких народов входят в вашу организацию и в чём вы видите главную цель этого объединения?

— «Махалля» объединяет разные народы, исповедующие ислам. В основном это представители Кавказа, татары, казахи, есть и русские. Наш духовный центр находится в Камышине на улице Степная, 23, где нами был выкуплен и оборудован под мечеть частный дом. Прихожан много, но мы не ведём учёт: к нам приходят и приезжают из Камышина, Камышинского района – особенно много людей из Добринки, Сестрёнок, Петрова Вала, а ещё из Котово. Общими усилиями мы стараемся поддерживать мир и доброе соседство на этой земле, молимся, проводим праздники. За 70 лет в нашей стране, которая для всех нас является родным домом, были забыты национальные культурные традиции и обычаи, поэтому мы стараемся восстанавливать всё потерянное. Для этого, помимо бесед и коллективной молитвы, проводим наши традиционные ритуалы, в том числе имянаречения, бракосочетания, похорон.

 

— А кто был инициатором создания общественной организации?

— Сами верующие. Они написали верховному муфтию коллективное письмо с просьбой о назначении имама, и для этой службы выбрали меня. Я закончил Российский исламский университет при Центральном духовном управлении, а до назначения сюда служил в Уфе, в Челябинске, — в общей сложности лет 20 нахожусь уже в этой должности. Задача имама состоит в том, чтобы организовать мусульманское сообщество, построить по возможности мечеть и рассказывать людям о вере, о воспитании, о жизни  и о том, как правильно молиться Всевышнему.

— С какими проблемами к вам обращаются прихожане?

— В основном с финансовыми – кому-то надо помочь, кого-то спасти. Мы объявляем сбор средств и обращаемся за помощью к благотворителям – стараемся помочь и нуждающимся людям, и детским домам, и колониям. Нередко приходят ребята, которые хотят, но не могут самостоятельно избавиться от тяги к спиртному и табаку. Они светские, но ищут спасение в своей религии. В таких случаях очень помогают духовные беседы, ну и конечно, мы вместе молимся. Привычку побеждает не сама беседа, а то, что у человека меняется отношение к миру.

— Вас часто можно увидеть с руководителями других диаспор и с православными священниками – практически на всех общественно значимых городских и районных мероприятиях. Это не больше чем встречи в качестве приглашённых гостей или можно говорить о межконфессиональном сотрудничестве?

— Мы очень тесно сотрудничаем – у нас здесь заложен хороший фундамент. К нам часто приходят батюшки православные, представители армянской диаспоры. Очень тёплые отношения сложились с Серго Владимировичем Саргсяном, настоятелем Никольского собора отцом Николаем и с его предшественником отцом Алексием. Я сам по приглашению участвую в христианских праздниках. Но мы также вместе и работаем. Встречаемся со студенческой молодёжью, где обсуждаются вопросы веротерпимости и борьбы с экстремизмом (на снимке внизу — с ребятами из КТИ); посещаем детскую и взрослые колонии, стараясь поддерживать в осуждённых веру и не давать им озлобиться и замкнуться; большую работу сейчас ведём в воинских подразделениях – объясняем происходящие события и укрепляем военнослужащих в их вере во имя служения Родине.

— Должность имама – духовного и светского главы мусульманского сообщества — ко многому обязывает. Сегодня духовный учитель должен не только растолковать каноны вероучения, которому полторы тысячи лет, но и ответить на вопросы, продиктованные современной жизнью и мироустройством. Есть ли у вас возможность учиться?

— Да, конечно. Все имамы обязательно раз в год или в два года проходят курсы повышения квалификации – в Уфе и в Казани, по окончании которых выдаются сертификаты. Причём среди имамов, в том числе и в нашей области, есть женщины.

— Это результат борьбы за права женщин или необходимость?         

— Для наших, российских мусульман это необходимость. У нас очень много потеряно именно в традиции воспитания материнства в духе ислама. Это касается не только воспитания детей, но и  уважения к мужу, отношения к родителям. Женщины-проповедники берут на себя ответственность по обучению девчат – от умения завязать платок и приготовить пищу до правильного понимания смысла выполнения приказов Всевышнего, в том числе как угодить мужу и служить родителям. Всё это лежит на плечах женщин, которые обучаются и обучают, и это не только имамы. У меня есть помощницы, в основном из старшего поколения – в прошлом учителя, инженеры — они не только обучают молодёжь, но и совершают определённые ритуалы. Например, когда умирает женщина, мы не имеем права даже заходить, – всё это возложено на женщин. И конечно, они готовят себе смену – у нас много молодых девчат-мусульманок, которые тянутся к своей вере, изучают её и тоже начинают обучать.

— В вашей мечети есть место, где молятся женщины?

— Конечно. В каждой мечети второй этаж – для женщин. О женщинах в исламе сложился стереотип, что они занимают униженное положение. Это не так. Женщина в исламе занимает большое место, ведь она является матерью, сестрой, и Коран очень много говорит о правах  женщины. Пророк Мохаммед сказал:  «Рай находится под ногами ваших матерей». Это значит —  чтобы заслужить рай, надо заслужить довольство матери, как и отца.

— Вы сказали, что девушек учат, как угодить мужу. А мужей вы учите, как угодить жене?

— Обязательно. Когда мусульманин берёт себе жену, он берёт на себя не только обязанности, связанные с её содержанием. Потому что она становится и твоей женой, и дочерью твоих родителей, что очень важно. Если муж обижает жену – она вправе требовать развода, причём если развод получен — все подарки и всё, заработанное в совместной жизни, остаётся у неё. А знаете, в чём радость исламской жизни для женщины? В том, что зарплата мужа – это зарплата жены, а зарплата жены – это только её зарплата.

— Есть ли среди ваших прихожан семьи, где супруги живут в разных верах?

— Очень много, есть браки с иудеями, с христианами. Мы благословляем такие союзы, потому что вера супругов основана на Священном Писании. Бывает, с годами муж или жена переходят в веру супруга (супруги), потому что начинают интересоваться, многое узнавать. Случается, что и мусульманин становится христианином. Но у нас и много семей, где супруги в разных верах живут долго и счастливо. Хотя для священнослужителей, как для нас, так и для православных батюшек, смешанные браки – случаи непростые.

— А какой же веры дети?

— Дети в таких семьях должны сами выбрать веру – к какой они потянутся. Более того, есть у нас одна исконно мусульманская семья, где один сын – мусульманин, а другой христианин. Среда, в которой вращаются молодые люди, их отношения тоже оказывают влияние – не только семья.

— И маленьких детей вы учите вере?

— Конечно. На летних каникулах мы обучаем их азам ислама, начиная с того, как держать ложку (у нас всё надо делать с правой руки), учим с ними аяты (стихи) из Корана. С детьми работать очень легко — стоит шум-гам, беготня. В каждом из нас сидит ребёнок, и общение с детьми даёт возможность вернуться в страну детства и счастья. Стараемся их сильно не ругать, чтобы они не забились, не потеряли свою живость. В одном изречении сказано: «Если позади молящихся не слышен детский смех – это общество пропащее». Поэтому в нашей мечети даже во время молитвы детвора может бегать, прыгать и шуметь – никто им не сделает замечание.

— Сегодня в нашей стране очень высокий запрос на традиционные национальные культуры, в том числе у молодёжи. Заметно ли это в вашем сообществе?  

— Я благодарю Всевышнего за то, что сейчас открылись глаза и мы стали изучать национальные культуры – и свои, и чужие. И молодёжь мусульманская очень тянется к своим духовным истокам. Но я бы хотел обратить внимание на то, как, независимо от национальной принадлежности и вероисповедания, в нашей молодёжи растёт ощущение себя как единого, российского народа. Ещё недавно мы ругали нашу молодёжь за то, что она ориентируется на западную культуру, как неправильно себя ведёт. Но события на Украине показали, что нашим молодым поколением мы можем гордиться: парни и девчата, на фронте и в тылу, показывают настоящие чудеса мужества, храбрости и героизма. Взять хотя бы подвиг дагестанца Нурмагомеда Гаджимагомедова, который, попав в окружение, взорвал себя гранатой вместе с боевиками. Или ребята, которые в полевых условиях помогают раненым…

— Полностью с Вами согласна. Скажите, а с какими чувствами Вы вспоминаете времена Советского Союза?

— К сожалению, за 70 лет советской власти мы утратили веру в Бога. Потому что жили с мыслью, что религия есть опиум для народа. И чтобы понять законы Божьи — и мусульманам, и христианам, и представителям других религий — наверное, надо прожить ещё несколько столетий. Но вместе с тем мы жили в стране, где не разделяли нации. Я, родившись в Таджикистане, был  октябрёнком, пионером и комсомольцем, по окончании школы знал несколько языков, потому что русский и английский были обязательными (разве это плохо?). Ездил в Артек, где однажды попал в одну группу с Самантой Смит – если помните, была такая американская девочка, которая написала письмо Горбачёву и приезжала в Союз как посланник мира. Мы жили одной страной, одним государством. А многим из того, что сделали коммунисты – в области медицины, образования, патриотического воспитания, — можно только гордиться. И наша задача сегодня – взять то лучшее, что было когда-то и у нас, и в западной культуре. 

— Уважаемый Ильхам-хаджи, есть ли что-то, о чём бы Вы хотели сказать особо? 

— Мне хотелось бы сказать о родителях, роль которых в исламе, как и в любой другой религии, очень значима. Всё, что у нас есть в этом мире, это благодаря родителям и их молитвам. Поэтому сколько нам отпущено времени, мы должны заботиться о них. Муж может бросить, брат может предать, дети могут отвернуться, но родители навсегда останутся с нами. У нас есть одна притча, в которой сказано: «Один час, проведённый тобой в утробе матери, выше всего, что ты делаешь или собираешься сделать для неё». Довольство родителей – это довольство Всевышнего. Давайте же будем стараться воспитать это отношение не только в себе, но и в своих детях и внуках.

Надежда Каширина.

Фото из архива: И. Ф. Лутфова, А. С. Германова, kti.ru,

ТАСС / Legion-Media

 
*Махалля — мусульманская община, созданная, как правило, вокруг мечети, а также микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление.

 

В регионе

В сентябре этого года в Волгограде прошла всероссийская научно-практическая конференция «Крещение Руси и принятие ислама Волжской Булгарией», где представители различных конфессий обсудили вехи становления единого Российского государства и общества. В крупном форуме приняла участие большая делегация представителей Духовного собрания мусульман России.

В рамках пленарного заседания, тематических секций и круглых столов представители духовенства, научного сообщества, органов власти и общественности обсудили проблемы и перспективы межконфессионального и межкультурного взаимодействия. В числе других тем важного разговора – роль ислама в современном российском обществе, организация культурно-познавательного туризма религиозной направленности, а также поиск эффективных инструментов противодействия экстремизму и терроризму в молодёжной среде.

В обсуждении важных вопросов государственно-конфессиональных отношений приняли также участие представители духовенства из разных городов страны, политологи, историки, социологи, философы, педагоги и студенческая молодёжь.

На актуальность проведения подобных мероприятий в современном меняющемся мире обратил внимание муфтий Центрального духовного управления мусульман Волгоградской области Бата Кифах Мохамад (Абдулла-хаджи): «Принятие ислама, крещение Руси – это основа русской государственности, события истории, которые сейчас актуальны как никогда, ведь мы все вместе переживаем за свою Родину».

Материал подготовлен в рамках проекта «Мы разные. Мы вместе» по теме «Развитие межконфессиональных и межнациональных отношений в Волгоградской области».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель