В школах района действует программа инклюзивного образования

Благодаря 273-му федеральному закону «Об образовании», который гарантирует право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на получение качественного образования, сегодня во всех образовательных учреждениях Камышинского района обучаются различные категории детей с особенностями развития. За семь лет, прошедших с начала становления системы инклюзивного образования, количество таких учеников увеличилось более чем в десять раз.

Стартовой площадкой для развития инклюзии в образовательном процессе стала петроввальская школа № 31, оказавшаяся участницей федеральной программы «Доступная среда» и — первой из школ района — получившая в рамках этой программы специализированное оборудование для начальных классов. А уже на следующем этапе, когда одноимённая программа была запущена на уровне района, все школы стали массово оснащаться необходимыми приспособлениями: стационарными и переносными пандусами, адаптированными входными дверями, поручнями в санузлах, стендами для слабовидящих и другими специальными средствами.  

Впрочем, подготовить материально-техническую базу для новых учеников оказалось гораздо проще, чем преодолеть барьеры в сознании педагогов — самых главных участников нарождающейся системы. Вот как о начале этого пути вспоминает начальник отдела инспектирования и общей работы районного комитета образования Елена Иванова:

— Тяжело всё начиналось. Потому что было общепринято, да и условия были такие, что особенные дети обучались в специализированных образовательных организациях. Наши детки, с ментальными нарушениями, как правило, проходили обучение в Котовской школе-интернате, для слабовидящих и слабослышащих были свои спецучреждения. И главное, все эти учреждения были закрытого типа, об их жизни общество практически ничего не знало. А с принятием 273-го закона началось, так сказать, перемещение детей с особенностями развития в общеобразовательные учреждения. Поэтому возникало много вопросов: «Как дети воспримут появление новых, отличающихся от них одноклассников? А родители? А как организовывать сам учебный процесс, учитывая специфические особенности новых учеников?». Конечно, педагоги очень боялись – до тех пор, пока в школу не пришли дети. С тех пор не только не возникает ни одного вопроса, но за всё это время от родителей не поступило ни одной жалобы на «неправильное» отношение к их детям. Более того, учителя сами довольны: инклюзия делает всех добрее.

Сегодня в школах района обучаются 120 детей с ОВЗ и имеющие инвалидность. В их числе – дети с нарушениями зрения и слуха, с задержкой психического развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Но самая большая группа — с ментальными нарушениями, причём в этой категории есть как домашние детки, так и воспитанники петроввальского психо-неврологического интерната. Учитывая, что ребята из ПНИ «Солнечный дом» имеют глубокую умственную отсталость, осложнённую множественными сопутствующими заболеваниями, для них на базе 7-й и 31-й петроввальских школ созданы отдельные, коррекционные классы – в разные годы от 2-х до 5-ти (по наполняемости). В настоящее время в них в общей сложности обучаются 30 человек. Остальные дети с ОВЗ и инвалидностью, не имеющие ограничений к посещению образовательного учреждения, обучаются вместе со всеми в общих классах. Кстати,  с 2022 года в систему инклюзивного образования влились и дошкольные учреждения: специальных групп в детсадах нет — особенные малыши распределяются по общим группам по одному-два человека.  

 В современном российском законодательстве закреплено, что такой категории детей, как «необучаемые», в нашей стране нет. Поэтому все дети, проживающие на территории района, получают образование – в соответствии с теми адаптированными программами, которые им рекомендованы действующей в районе Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК). Каждая такая программа разрабатывается на основании примерной федеральной, но с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка и его уровня развития.

Дети с особенностями развития, помимо учебного процесса, охвачены и дополнительным  образованием – кружками, секциями. Кроме того, с ними ведётся и профориентационная работа.

Обучающиеся по адаптированным программам не участвуют в итоговой аттестации, но проходят аттестацию в школе и получают так называемое коррекционное свидетельство, которое даёт им возможность продолжить образование в профессиональных учебных заведениях  — к примеру, в Камышинском индустриально-педагогическом колледже, где они получают специальность швеи, повара, ландшафтного дизайнера и другие.

В 2019 году в категории детей, обучающихся по адаптированным программам, в районе был один выпускник, в 2020-м – два, в 2021-м – 7, — подавляющее большинство из них выучились на оператора швейного оборудования. Известно, что одна девочка вот уже несколько лет работает по специальности на швейном предприятии в Пензе. В нынешнем году выпускников, имеющих на руках коррекционное свидетельство, уже порядка 10-ти.

Помимо специализированных и общих классов, в систему инклюзивного образования в районе входит и надомное обучение детей с тяжёлыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата и ментальными нарушениями. Школьные учителя работают с такими учениками опять же по индивидуальным образовательным программам, учитывающим особые образовательные потребности и возможности детей. 

Инклюзивное образование требует от педагогов не только определённых личностных качеств, но и обязательной специальной подготовки. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проходят соответствующее повышение квалификации либо имеют специальное образование. В коррекционных классах могут работать только квалифицированные дефектологи. В школе № 7 много педагогов, кто сам онлайн изменил квалификацию, получив второе специальное образование. Но кадровый голод в районе распространяется на все востребованные специальности: нужны психологи, логопеды, дефектологи.  

В районе более 100 педагогов прошли курсовую подготовку по программам инклюзивного образования, а затем представляли опыт работы на различных методических объединениях. 7-я школа является ресурсным центром по сопровождению инклюзивного образования по работе с детьми с ОВЗ, а 31-я – опорным центром по работе с детьми-инвалидами.

Грамотность педагогов и наработанный опыт дают возможность образовательным учреждениям района участвовать в профессиональных турнирах и становиться лидерами областных рейтингов. Так, в копилке петроввальской школы № 31 – второе место в региональном конкурсе «Лучшая инклюзивная школа». В прошлом году активным участником конкурса стала Воднобуерачная школа.

Надежда Каширина.

Фото из архива редакции.

На снимках: День знаний и Последний звонок, а также учебный процесс в петроввальских школах №№ 7 и 31 и в Воднобуерачной сельской школе.

В регионе

Всероссийский научно-образовательный форум «Инклюзивный педагог современной российской школы» состоялся весной этого года в Волгоградском государственном социально-педагогическом университете (ВГСПУ). Он был организован в рамках сотрудничества вуза, регионального комитета образования и базовыми школами подготовки специалистов для системы инклюзивного и коррекционного образования.

Основной целью форума является обобщение результатов фундаментальных, общенаучных педагогических, психологических, социологических исследований направлений инклюзивного образования в современной российской школе.

Участниками слёта стали школьные учителя, преподаватели вузов, научные работники, студенты, представители некоммерческих общественных организаций и родительской общественности, которые приняли участие в работе секций и круглых столов, мастер-классов и дискуссионных площадок, посетили выставку современного оборудования для с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

«Педагогический вуз играет важнейшую роль в подготовке кадров для системы инклюзивного и коррекционного образования – в специализированных школах региона учатся 3,6 тысячи детей. Благодаря мастерству педагогов, ребята учатся с интересом, получают навыки первой профессии, наряду со своими сверстниками принимают участие во всех коллективных мероприятиях: праздниках, фестивалях, конкурсах», – отметила заместитель председателя комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Марина Тетерук.

В Волгоградской области базовыми школами подготовки специалистов по работе с особенными детьми являются пять организаций. Взаимодействие с ВГСПУ направлено на усиление практико-ориентированного подхода в подготовке высококвалифицированных специалистов коррекционной педагогики – дефектологов, логопедов, сурдопедагогов, педагогов-психологов, тьюторов – и совершенствование системы образования.

Материал подготовлен в рамках проекта «Преодоление» по теме «Социальная адаптация и создание в Волгоградской области доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья». 

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель