В Сестрёнках бережно хранят народные традиции

Заведующей Сестрёнским сельским клубом Елене Черновой любовь к народной песне и чистый сильный голос передались от бабушек. Одна, Пелагея Максимовна, была казачкой. Другая, Ульяна Фёдоровна, хохлушкой. Собирались они по вечерам с товарками на брёвнышках и пели.

 

– Это сейчас я понимаю, что нужно было впитывать культуру, запоминать за ними тексты, – говорит Елена Викторовна, – а тогда мы с братом смеялись. Забавно нам было, что нет в этих протяжных песнях привычного развития сюжета, а больше детализации каких-то образов и повторений гласных «я-я-я», «ё-ё-ё». Хохотали мы – они же одно слово на разные лады распевают.

Смеяться-то в детстве смеялась, а в душе всегда мечтала выступать. Но родители настояли на том, чтобы она получила профессию бухгалтера. Мол, это настоящее дело, при любом режиме прокормит. Да только судьбу не обманешь: работала Елена в совхозе, старательно считала всё, что положено, дебет с кредитом сводила. И  всё-таки чувствовала, что драйва ей не хватало. В начале 90-х, во времена тотального дефицита, когда зарплату стали выдавать то овощами, то трикотажем, она решилась… С 2009 года  стала работать в местном клубе. Разбогатела ли, утратила ли «хомячью» привычку советских людей делать запасы не на один сезон вперёд, это другой вопрос. А вот душа на место стала.

Чтобы привлечь в центр сельской культуры детвору, Елена начала заниматься с ребятишками старым добрым ремеслом – делать тряпичных кукол Крупеничек (наполненных зерном или крупой), Столбушек (их основой является столбик из любого натурального материала), Мотанок («ляльки» создавались способом наматывания).

– Это неправда, что абсолютно все крестьянские куклы раньше были безликими, – спокойно, размеренно, думая над каждым словом, продолжила своё повествование наша собеседница. – Обережные да. Но ведь куклы в простых семьях были разными. Для игры своим дочкам мамы делали фигурки из лоскутков или могли тыкву завернуть в «одежду» из тряпиц, а потом глазки, бровки, губки подрисовать угольком. Так куклы приобретали характеры и настроение. Ценности от того, что у них появилось лицо, игрушки не теряли. 

Вместе с односельчанкой-мастерицей Ольгой Фёдоров (она носит несклоняемую фамилию немецкого происхождения) Елена Чернова занималась в Центре мастерства и ремёсел при Никольском кафедральном соборе у самобытной искусницы  Елены Вернидубовой.  Они изучали историю и секреты изготовления народных игрушек, шили из лоскутов и кружев прихватки, сумки, костюмы. Потом уже сами стали дополнять, придумывать, воспроизводить фольклорные наряды, которые с удовольствием носили артисты сельского клуба.

Если скажем, что сестрёнский ансамбль «Забава» исполняет сплошь фольклорные песни, то соврём. Поют участники, о чём народ просит, на что больше зрителей собирается.

– Но знаете, все эти популярные композиции «прогремели», поймали свой звёздный час и постепенно сошли на нет, – рассуждает Елена Викторовна. – А народные мелодии живут и будут жить.   

Возвращаюсь я с работы, вижу наших бабушек, сидящих на скамейке. Тёть Валю Корбакову, другую тётю Валю – Маклаковскую и тёть Машу Фёдорову. Говорю: «Мои хорошие, спойте, как ваши мамы пели». Они сначала отказываются: «Ой, да уж мы не помним ничего и не могём, голосов больше нет». А потом тряхнут стариной да как ударят песней по своим годочкам! Перенятую у них «Ой ты, белая берёза» мы недавно на районном фестивале «Родники культуры» исполняли. Другую, «Не с кем ночку ночевать», только собираемся выучить.

У нас в Сестрёнках коренных жителей нет, народ «сборный»: как бежали вольные люди от царской немилости да шли казаки отвоёвывать территории, так с собой мелодии разных краёв приносили. Потому до сих пор ту же «Ой ты, белая берёза» каждая народность своей считает, а на самом деле произошёл обмен культур, благодаря которому обогатились все стороны. 

– Елена Викторовна, есть ли кому передать с таким трудом сохранённое фольклорное богатство? Не забудется ли оно, переместившись в разряд «нафталинных»?

– Верю, что не забудется. Мы как-то в клубе репетировали и увидели ожидавших школьный автобус девочек из Поповки. Среди них Руслану Степанову. Она не просто стояла, а подпевала нам с сиявшими глазами. Потом, когда мы ближе познакомились, я поразилась, насколько это музыкальный ребёнок. Её и учить ничему не нужно, она талантлива от природы, на лету всё схватывает.

Внучка моя Катя тоже поёт, глядя на меня. Мне же перед тем, как другим показывать, нужно песню на партии разложить. Вот я и «музицирую» дома. Во сне, наверное, тоже пою. И Катюша подхватывает. Так же с удовольствием наша молодёжь готовится к милым сердцу праздникам Рождества, Масленицы, Старого Нового года. Вот и не иссякают серебряные фольклорные родники, несмотря ни на какие нелёгкие реалии. 

Елена Кулыжкина.

Фото автора. На фото: выступление сестрёнцев на фестивале «Родники культуры».

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель