И опыт, сын ошибок трудных…

Мы продолжаем серию публикаций, посвящённых 95-летию Камышинского района. Сегодняшний материал посвящён истории государственной селекционной станции.

Предшественником нынешней лаборатории селекции, семеноводства и питомниководства ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН» (так «пышно» теперь называется учреждение в Госселекстанции, где трудятся местные селекционеры, агрономы, техники) в начале 20 века было земское опытно-показательное поле. На нём в условиях полного летнего зноя, мглы и сухих жгучих юго-восточных ветров влюблёнными в землю тружениками проверялись различные приёмы увеличения урожая. С тех пор прошло более ста лет. Но «битва» за дары земли каждый год выходит на новые этапы. И учёные Камышинского района – не последние в рядах её «воинов». Несмотря ни на какие трудности, они не перестают разбираться, как совместить генотипы растений и реалии окружающей среды, чтобы качественные продукты радовали наших близких, а корма для сельскохозяйственных животных были полезными и питательными.   

Подробное описание результатов работы первопроходцев аграрной науки на камышинской земле в архивах сохранилось. Вот, например, из отчёта за 1908 год:  «… После 17 мая до 13 июля, т.е. до уборки хлебов, на Камышинском опытно-показательном поле не было ни одного дождя, могущего оказать свое влияние. Практикуется поздний зелёный пар, вспашка которого происходит в конце июня. Такой поздний пар имеет недостатки, благодаря которым он уступает чёрному и раннему пару. Смысл паровой обработки заключается в накоплении и сохранении влаги, вспаханная и разборонованная земля больше соберёт дождевой воды, процесс испарения влаги будет идти медленнее. Поэтому, чем раньше будет вспахан пар, тем больше будет сохранено влаги…

В июле происходит мелкая обработка 2-лемешником, чем уничтожаются сорняки. Обработка позднего пара производится так: пар пашется в конце июня (однолемешными плугами на 4 вершка). Затем после первого дождя боронуется. Боронование повторяется после хорошего дождя. При всех способах посева (разбросном, рядовом, ленточном) урожайность по раннему пару в несколько раз превосходит урожайность при обыкновенном позднем крестьянском паре…»

Понимая важность аграрных исследований, привлечения к ним грамотных специалистов, члены земской управы впоследствии ходатайствовали о выделении средств для строительства корпуса лаборатории и зарплаты заведующему опытным полем. Это дало положительные результаты.  

Вскоре Камышинское опытно-показательное поле реорганизовали в районное с централизованным финансированием. Штат сотрудников пополнился агрономом, полеводом и садоводом.

Одна из улиц Камышинской опытной станции

Жизнь постепенно налаживалась. С годами и посёлок опытной станции расширялся, и условия работы приближались к более комфортными, и тракторный-автотранспортный парк становился вполне приличным. Об этом, кроме прочего, свидетельствуют атмосферные чёрно-белые фотографии. Главное в них, конечно, не лаконичные цвета, а то, с какой гордостью выступают крестьяне среди колёсных, работавших на керосиновых двигателях  тракторов; сколько народа, и молодого, и постарше, собралось на улице. Все при деле. Все, наверное, мечтают о светлом будущем и верят в него.

Тракторный и автотранспортный парк

Фронт исследований сотрудников опытного поля был широким. Они испытывали, насколько эффективны фосфорные удобрения в посевах озимых зерновых. Важную роль отводили подсолнечнику, кукурузе, сорго – то есть культурам позднелетнего созревания. Изучали кормовые растения: чумизу (чёрный рис или головчатое просо), пайзу (однолетник семейства мятликовых), вико-овсяную смесь и другие. Выращивали без полива картофель и многое другое. Полученным опытом делились с жителями – через напечатанные статьи и личные встречи, благодаря чему ими было завоёвано признание местных (и не только) крестьян.

«Да, были люди в наше время»

Как уже неоднократно писал «Уезд», становление камышинской аграрной науки тесно связано с именем Константина Шульмейстера, упорно делавшего новые шаги в практике российских земледельцев. Он заложил основы комплекса агробиологических, агротехнических, агромелиоративных мероприятий по борьбе с засухой. 

Учёному была уготована свыше непростая судьба (и в камере смертников пришлось посидеть в тридцать седьмом году, и все «прелести» Колымы через себя пропустить), но каким-то чудом ему удавалось не озлобиться на мир и остаться  скромным, внимательным, корректным, всей душой преданным своему делу.

Переехав жить и работать в Волгоград, Константин Георгиевич всё равно следил за работой Камышинского опытного поля, часто бывал в хозяйстве, встречался с учёными и простыми тружениками. Его до сих пор поминают добрым словом бывшие ученики. Книги Шульмейстера в Госселекстанции бережно хранятся и перечитываются, а опыт по-прежнему используется на практике.

Ещё одна значимая личность в истории нашей селекционной станции, о которой нельзя не вспомнить, – выпускница Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева Зинаида Фёдоровна Шишанова.  Она приехала в камышинские края в годы войны. Вот она на старой фотографии: сосредоточенно смотрит в какие-то бумаги. За её спиной установлены снопы, на стенах развешаны плакаты. На одном из них можно прочитать надпись «Часть поперечного разреза пшеницы». Обстановка в кабинете простая и деловая. Ничто не отвлекает, не мешает с головой уйти в работу.

Зинаида Фёдоровна Шишанова на рабочем месте

Пшеница была особой любовью Зинаиды Фёдоровны. Ей хотелось создать свой, принципиально новый сорт, менее подверженный заболеваниям и позволяющий печь пышный, вкусный хлеб. На основе популярного в те годы, высокопродуктивного «альбидума — 43» она создала сорт пшеницы, названный «камышинская-3». Его главное достоинство – устойчивость к  пыльной головне. А ещё новый сорт получил высшую оценку по мукомольно-хлебопекарским характеристикам. Старожилы рассказывают, что крупную партию зерна тогда хотели закупить у госселекстанции англичане. Но остались несолоно хлебавши, поскольку в то время площади под посевами были небольшими.   

Годы труда, усталости и радости, азарта и хлопанья дверями… Чего только не было за пройденный организацией путь. Сколько усилий приложили селекционеры А.А. Питоня и Н.А. Кордюм, И.М. Бочкарёв и Д.А. Страхов, И.Н. Маркова и В.П. Любарец, А.С. Кушнир, В.Я. Соколова, А.А. Шатрыкин, Т.Д. Кудинова и многие другие… Благодаря им копилка сортов пшеницы, ячменя, сафлора, проса, сорго, суданской травы, горчицы, подходящих для выращивания в зоне рискованного земледелия, значительно пополнилась. В восьмидесятые годы теперь уже прошлого века И.И. Лисниченко заложил севообороты различных видов по изучению структуры посевных площадей. Работали над  особенностями биолоптированных севооборотов В.П. Волынсков, П.А. Смутнев, И.М. Кулешов, А.В. Зеленев. М.Г. Косарев создал школу селекционеров и передал наработанный опыт М.М. Гузенко, А.И. Куликову, Д.А. Страхову, И.С. Вернидубову и Э.Н. Вернидубовой. Есть чем гордиться и чем поделиться с потомками.

Как науке на земле выйти на связь с молодёжью?

В 1981 году Камышинская государственная селекционная станция прекратила существование как самостоятельное учреждение. Её научная часть вошла в состав Нижне-Волжского НИИСХ как Камышинский отдел селекции, семеноводства и агротехники сельскохозяйственных культур, а производственная — как ОПХ «Камышинское». Позже грянула ещё одна реорганизация, в результате которой появилась лаборатория селекции, семеноводства и питомниководства ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН».

Названия меняются, а суть работы остаётся прежней. «В настоящее время наши сотрудники работают над селекцией семи культур, — говорит руководитель лаборатории Павел Смутнев. – Это озимая мягкая пшеница, яровой ячмень, яровая пшеница (мягкая, твёрдая, полба), просо, сафлор, суданская трава и зерновое сорго. Хотелось бы, конечно, большего. Но возможности ограничены, поскольку не хватает рук. Молодёжь у нас не задерживается: аспиранты приедут, поработают и назад к себе возвращаются».  

Так что держится наша наука в глубинке на энтузиазме старой гвардии. Очень-очень нужны сейчас оперативные меры и целевые государственные программы, которые позволят привлечь выпускников вузов для работы на земле. Им жить дальше – пробовать,  промахиваться и учиться, в том числе на отрицательных результатах (куда же без них).  Только так взращиваются  настоящие, не кабинетные  селекционеры. Через тот самый опыт, который «сын ошибок трудных». Приезжайте к нам, молодёжь!

Елена Кулыжкина.

Фото: госкаталог РФ.

На фото на заставке — техники ведут гибридизацию суданской травы.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель