К 95-летию Камышинского района: когда сквозь степь помчались поезда

Для одних поезда, пущенные по Волжской рокаде в 1942-м году, стали возможностью эвакуироваться из охваченного боями Сталинграда и наконец-то расслабиться, попивая принесённый попутчиками крутой кипяток (прямо как настоящий чай в довоенных вагонах). Для других, наоборот, скорее попасть в осаждённый врагами город, ускорить переброску туда подмоги, боеприпасов и продуктов для бойцов. Для третьих – сберечь жизни раненых и беженцев; вывезти их туда, где врачи смогут поставить пострадавших на ноги и вдохнуть в них силы.  Для четвёртых новая дорога стала шансом спасти от уничтожения уцелевшие паровозы и заводское оборудование. Этот перечень можно продолжить и дальше… Накануне 95-летия Камышинского района мы вспоминаем одну из значимых страниц его истории, которую дополняют своим трудом и сегодняшние петроввальские железнодорожники. 

Война всегда непредсказуема. Вчерашние заключённые, положившие все силы ради победы, могут стать героями. Слабые женщины и подростки проявят чудеса выносливости и упорства. Путейцы, раньше неспешно обслуживающие железнодорожный участок «Москва – Камышин», да мирные крестьяне станут свидетелями и активными участниками уникального стратегического строительства,  благодаря которому соединились железнодорожными магистралями станция Иловля, что в восьмидесяти километрах от Сталинграда, и Свияжск неподалёку от Казани.

Нас особо интересуют два участка Волжской рокады: 136-километровый от Иловли до Петрова Вала и 200-километровый от Петрова Вала до Саратова. В Камышин и Саратов для их строительства с Дальнего Востока везли самую необходимую технику, а также тачки, лопаты,  топоры и катушки проводов. Плюс снятые с участков Байкало-Амурской магистрали «Ургал – Известковая» и «БАМ – Тында» железнодорожные пути.  Ведь новые взять было совсем негде, поскольку большая часть заводов перешла тогда с выпуска гражданских материалов на военную технику.

Вместе с рельсами на место строительства дополнительно привезли живую рабочую силу –  заключённых ГУЛАГа. Из них было организовано два исправительно-трудовых лагеря. Один, называвшийся Саратовским, размещался в Умёте. Второй, Сталинградский, – в Ольховке. В сентябре 1942 года оба учреждения объединят в Приволжский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь строгого режима. И просуществует он без малого до конца войны.

На тот участок железной дороги, что протянется от Саратова до Камышина, будут брошены силы не только заключённых, но и четырёх с половиной тысяч мобилизованных немцев, бывших военнослужащих. Выбиваясь из сил, будут возить тачками груды земли и укладывать вручную компоненты дороги красноармейцы, вернувшиеся из плена или окружения. Свой весомый вклад в строительство рокады внесут сапёры 5-й сапёрной армии и вольнонаёмные. Жившие в землянках, они станут работать чуть ли не сутками, с небольшими перерывами на отдых.

Тем не менее, стройка продвинется ударными темпами и 7 августа по ветке Иловля – Петров Вал проследует первый поезд. Он вывезет оборудование оборонных заводов. За ним пойдут эвакуационные эшелоны с людьми.

Иван Бульба

Всем известен литературный герой Тарас Бульба, который превыше всего в жизни ставил Отчизну и товарищей. Но у петроввальцев был свой Бульба, и не книжный, а вполне реальный. Только Иван. В остальном такой же простой и бесстрашный, как гоголевский персонаж.

Уроженец Николаевска Иван Владимирович Бульба попал в Камышинский район в тридцатые годы и оказался среди тех, кто строил Волжскую рокаду. А потом водил по этой дороге поезда.

В местном краеведческом музее бережно хранятся личные воспоминания нашего земляка о том времени:  

— Ездил от Петрова Вала на паровозе «овечка» (О-В-№830) — аккуратно, без аварий и брака, всё время до конца войны. Состав был короткий – 10 вагонов, но гружёный постоянно снарядами. Поэтому такой опасный груз с воздуха сопровождали до места разгрузки до пяти советских истребителей.

Когда снаряды были выгружены, самолёты улетали. Освободившие вагоны загружались ранеными бойцами. Немцы охотились за нами, бомбили. А ехать надо… Приходилось маневрировать: прибавлять или убавлять скорость. Не раз смерть подступала. Благодаря тому, что состав был коротким,  его тщательно маскировали зелёными ветками.  Члены бригады с закрытыми глазами знали свой маршрут — где лесок, где лощина. Там мы могли остановиться и переждать пролёт вражеской авиации, о которой нам своевременно сообщали посты войск воздушного наблюдения, оповещения и связи. Работали мы без заезда домой. А дом был рядом…

Великая Отечественная унесла жизни самых дорогих людей Ивана Бульбы — погибли три его сына (один во время бомбёжки Камышина).  В мирное время, с 1945 по 1968 год, Иван Владимирович трудился в петроввальском депо. Он водил уже пассажирские поезда. За выдающиеся заслуги в трудовой деятельности его наградили Орденом Ленина и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг».

Железный человек железной дороги

Имя другого героя, машиниста Василия Николаевича Котова, в Петровом Вале увековечено в названии переулка, включающего в себя двадцать пять домов.

Трагические события, оборвавшие жизнь нашего земляка, развернулись осенью 1942 года. Василий Николаевич под вражеским обстрелом вёл в Сталинград наливной состав. В последнюю в сцепке, шестую от хвоста цистерну, попал снаряд, и она загорелась. Машинист бросился её отцеплять. При этом сам превратился в живой факел: огонь  охватил спецовку и сапоги, беспощадное пламя уже пекло тело. Но даже жестоко обожжённый Котов всё-таки сумел довести начатое до конца и дать помощнику сигнал к отправлению.

Топливо для фронтовых нужд было спасено. А вот ожоги, полученные Василием Николаевичем, оказались несовместимыми с жизнью.

За проявленную храбрость он был награждён орденом Ленина (посмертно). Про таких, как Василий Котов, поэт Лебедев-Кумач написал песню под названием «Железные люди железных дорог»:

На станции каждой

Живут патриоты,

Герои отважной

 

И чёткой работы.

Они не сдаются

Врагу никогда

И твёрдой рукою

Ведут поезда!

Запуск Волжской рокады, строившейся в условиях нехватки ресурсов и частых авианалётов неприятеля, стал беспрецедентным. Потомки не забыли о нём и 29 апреля 2021 года на вокзале в Петровом Вале открыли памятный знак – над рельсошпальной решёткой гранитная плита с картой и стратегическими направлениями магистралей. А неподалёку, в центре Сквера железнодорожников, установлен паровоз серии Эр 774-69 – неприхотливый, надёжный и простой в ремонте «работяга», с помощью которого петроввальцы приближали победу.

Елена Кулыжкина.

Фото Александра Германова. 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель