В течение 2019-2020 годов в адрес Управления поступают многочисленные жалобы граждан на отдельные недобросовестные автосалоны г. Волгограда, которые при заключении договоров купли-продажи автомобилей потребителям предоставляют недостоверную информацию о цене, комплектации товара (после приобретения стоимость автомобиля оказывается существенно выше, чем оговаривается до или в момент подписания договора, а комплектация проще).
При заключении договора купли-продажи за счет кредитных средств (практически все сделки) потребителям предоставлялась недостоверная информация о размере процентной ставки: от 5,9% годовых на преддоговорной стадии до 20-22% фактически после заключения договора. При этом интересы банков при заключении договоров кредитования, представляли сотрудники автосалонов. Одновременно за счет кредитных средств потребителя заключались возмездные договоры на оказание услуг кредитования, «консультационных услуг» с третьими лицами по цене до 100 000 тысяч рублей. Во всех жалобах содержалась информация о введении потребителя в заблуждение относительно совершенных сделок.
По указанной схеме работают несколько автосалонов со множеством юридических лиц, что усложняет надзор и восстановление прав потребителей.
Вместе с тем жалобы от потребителей продолжают поступать, что свидетельствует о систематической незаконной деятельности группы лиц, в данных автосалонах. При этом потребителями по данным сделкам являются граждане, проживающие на территории всей Волгоградской области, а также за ее пределами.
Управлением информация о таких незаконных практиках направлена в правоохранительные органы Волгоградской области.
Управление призывает потребителей осознанно подходить к процессу заключения договора купли-продажи автомобиля. Из обращений следует, что многие граждане подписывают документы, понимая, что их права нарушаются, но надеются на дальнейшее урегулирование ситуации. Однако практика показывает, что в дальнейшем восстановить свои права весьма проблематично.
Что должно насторожить:
— цена автомобиля на сайте (в рекламе) существенно ниже среднерыночной;
— процентная ставка по кредиту, которая указана в рекламе или при первом общении с менеджером, неоправданно низкая (якобы в связи с «госпрограммой»);
— при визите в автосалон демонстрация автомобиля постоянно откладывается под различными надуманными предлогами («автомобиль находится в другом месте» и пр.);
— сумма кредита, которую необходимо запросить у банка, в несколько раз превышает стоимость автомобиля (это делается потому, что сотрудник знает, что цена автомобиля возрастет, будут навязаны дополнительные услуги); менеджер «рекомендует» завысить свой доход для одобрения кредита (это незаконно и может привести к плачевным последствиям для гражданина – вплоть до уголовной ответственности);
— действия сотрудников часто направлены на то, чтобы заменить изначально заявленный автомобиль на другой (иная модель, марка) – чтобы невозможно было впоследствии сопоставить изначально объявленные условия и документы, оформленные в итоге;
— процесс заключения договора затягивается на целый день, сотрудники салона, которые общаются с клиентом, постоянно меняются.