Недавно в День автомобилиста глава Камышинского района Алексей Самсонов поздравлял сотрудников автоколонны 1733, которые возят сельских жителей по девяти пригородным маршрутам: Камышин – Ионово, Таловка, Костарёво, Госстанция, Чухонастовка, Саломатино, Гусёлка, Воднобуерачное и по дачному 117 маршруту в Карпунино. Ещё один маршрут, 118-й, относится к городу, но им часто пользуются и липовцы.
Руководит предприятием, где в общей сложности (вместе с базой) трудится шестьдесят три человека, директор Валерий Земляков. Он и рассказал нам, как удалось сохранить автоколонну в нелёгких экономических условиях, хотя большая часть таких же организаций в Волгоградской области канула в Лету – из двадцати шести осталось пять.
Про ремонт и дотации
Сам Валерий Николаевич трудится здесь уже сорок лет. Он окончил институт в 1982 году, потом получил распределение в Подмосковье, а вскоре переехал в Камышин. Трудовую деятельность начинал с должности начальника отдела эксплуатации, затем работал начальником отряда, главным экономистом, заместителем директора. Знает все нюансы профессии, в курсе, чем живут сотрудники автоколонны, какие у них радости и сложности. С января 2015 года Валерий Земляков занимает руководящий пост: выявляет все недочёты, контролирует расходы, следит за учётом, диспетчеризацией и другими процессами.
К сожалению, минули те годы, когда автобусы делали в деревни по три-четыре рейса в день, и все наполнялись битком. Старожилы вспоминают их с грустью – кипела жизнь, пассажиропоток был иным. А сейчас, по словам нашего собеседника, в автоколонне имеется двадцать шесть автобусов, самому «молодому» из которых одиннадцать лет. Конечно, техника требует частых ремонтов. Реагируя на вызовы времени, где-то приходится самим искать запчасти, где-то «Волгоградавтотранс» помогает. Плюс необходимо охранять базы автоколонн, которые закрылись – палласовскую и николаевскую.
Спрашиваю, поддерживает ли как-то государство существование автоколонны.
— Комитет транспорта выделяет нам дотации, — объясняет Земляков, — и тарифы на перевозки мы не сами устанавливаем, работаем по уже определённым.
Хорошо, что много лет в одной поре у нас держится стоимость проездных билетов. В основном, ими пользуются пожилые люди, получающие невысокие пенсии. Они рады съездить по каким-то своим делам или на дачи за приемлемую цену. Так что и у нас есть постоянные клиенты.
Ваш выход, молодые!
Профессия водителей по-прежнему востребована. Ведь и в пандемию, и во время проведения спецоперации, да просто каждый день всё равно народу приходится перемещаться. Но так как молодые подались в поисках лучшей доли в большие города, шестьдесят процентов коллектива автоколонны 1733 – пенсионеры.
Они ответственны и добросовестны, для них это не просто работа. Без высоких слов, это образ жизни. Умеют контактировать друг с другом и с пассажирами (а между ними всякие попадаются – кто спасибо говорит, кто «права качает»), не подведут в экстремальной ситуации. Да только о каком будущем предприятия вообще можно говорить, если некому передать опыт?
— У нас хороший, доброжелательный коллектив. В связи с социальной значимостью автоколонны, — говорит директор, — сейчас мы предоставляем «бронь» от призыва на военную службу. Так что приглашаем на работу молодёжь и из города, и из деревень. Что касается сёл, то нужен водитель на маршрут до Воднобуерачного.
В это время в кабинет стали заходить какие-то люди. «Вы перейдите, пожалуйста, в соседнее помещение, чтобы поговорить с нашими самыми опытными сотрудниками, — пригласил Валерий Николаевич. Анатолию Ивановичу Двойнову уже 76 лет, а Валерию Ивановичу Карпенко 71. Нам без них обоих, как без рук. По их рассказам не только личную судьбу можно описать, а вообще историю предприятия проследить. А мы тут пока другим делом займёмся – разбором полётов дня минувшего и задачами на текущий.
На том и порешили.
Маршрут один, а поездки разные
Валерий Иванович Карпенко, как он рассказал, родом из Киргизии. Оттуда же и в армию уходил. В наши края он переехал в 1991 году, когда в этой бывшей союзной республике началась дискриминация русских. Сперва в Петровом Вале четыре года проработал в «Сельхозтехнике», а затем перешёл в камышинскую автоколонну.
Говорит, что, как любой человек, которому нравится его профессия, прилагает все усилия, чтобы выполнить её как можно лучше. Тем более что с детства мечтал быть шофёром. Не космонавтом, не милиционером, как многие его сверстники. Ещё мальчонкой вместе со своим другом Валерик запрыгивал в кабины проезжавших мимо грузовиков с силосом: «Дядь, дай порулить». Держался за баранку крепко, подражая взрослым. Присматривался, как устраняются поломки, и рано начал разбираться в разных железных устройствах.
Окончив школу, Валерий поступил в техникум, да только учёба ему казалась процессом скучным. Мать осерчала: «Не хочешь учиться, иди работай!» Он и не против был.
Рано утром отправлялся на смену, проходил медкомиссию и – на маршрут. Это только непосвящённым кажется, что путь один и тот же, а каждая поездка разной получается. Иной человек поблагодарит за аккуратную доставку до места, другой вдруг скандалить начинает. А водитель должен с каждым контакт найти и по дороге не отвлекаться.
В автоколонне 1733 Валерий Иванович трудится с 1995 года. Возил пассажиров по городу, в Петрунино, теперь вот в Воднобуерачное.
— Да нормально всё, — скромно подытоживает Валерий Иванович. — И раньше, и сейчас. Дома только мало бываю. Прежде неделями мотался, теперь на два дня супруга мне сумку с продуктами собирает. Туда – сюда не суечусь, пока до Петрова Вала доедешь, уже назад надо собираться.
Но как-то между этими короткими перерывами успел наш водитель автобуса вместе с супругой вырастить трёх дочек, порадоваться двум внукам (сейчас они уже взрослые, оба военнослужащие) и трём внучкам, попестовать трёх правнуков. Раньше дедушка, специально чтобы их побаловать медком, пасеку держал. А сейчас бросил, потому что без помощи парней тяжело стало, но в свободное время тоже не бездельничает, на огороде возится.
— Если не секрет, сколько же Вы в автоколонне собираетесь работать?
— (Засмеялся) Да пока не выгонят! Считай, вся жизнь за рулём прошла.
Мастер своего дела
Анатолий Иванович Двойнов – уроженец Архангельского края. Вырос в многодетной семье. В Камышин, как он говорит, занесло ветром любви. Встретился он со своей суженой во время службы в армии (его, как и других солдат, отправили в Ольховский район Волгоградской области на уборку урожая). Три года девушка верно его ждала, а потом сыграли весёлую свадьбу. Жили и живут они с супругой до сих пор дружно. С гордостью рассказывая про сына и жену, мой собеседник полушутя – полусерьёзно вспомнил: «Мне вот виноград укрывать нужно, а я тут интервью даю. Вот мне супруга выскажет».
Выбрав водительскую профессию, Анатолий Иванович пошёл по стопам отца. Он сам, точно ходячая история. Помнит ещё газогенераторные двигатели: «Были у нас бункера, в которые кидали сухие берёзовые чурочки. Потом шурудили внутри и, прогорая, дрова производили газ, который шёл в двигатель».
По жизни наш герой однолюб. Что в семье не принимает никаких ссор — разводов, что в профессии. Надо везде стараться находить общий язык, везде порядок соблюдать.
— В Бога верю, — рассказывает дальше Анатолий Иванович, пересыпая свою речь улыбками и прибаутками. — Много по жизни ситуаций таких складывалось, что убеждался в существовании высших сил. Плохо ли кому стало, помощь оказать, со стрессом справиться – везде Господь помогает.
Сейчас он работает уже не водителем, а токарем. С токарей, кстати, в своё время и начинал.
Если бы была возможность прожить всё сначала, ничего бы и не менял – рядом с техникой, за станками Анатолий Двойнов чувствует себя на своём месте. Бывает, подустанет, а начинает корпеть над деталями, и успокаивается. Его это. Потому до сих пор на работу и ходит, и грамотами не раз награждался за добросовестный труд.
Елена Кулыжкина
Фото автора