«Есть же мне давай варёную полбу»

После публикации материалов о деятельности районных учёных из лаборатории селекции, семеноводства и питомниководства ФГБНУ «ФНЦ агроэкологии РАН», расположенной в Госселекстанции, многие читатели «Уезда» были приятно удивлены тем, что благодаря стараниям энтузиастов в нашей глубинке сохранилась классическая школа селекции. И слава богу, что она в трудные времена не канула в Лету. Новые сорта пшеницы, ячменя, проса, сафлора и других культур в современной обстановке являются стратегическим направлением хозяйства, способным решить вопрос продовольственной безопасности.

Конечно, для каждого из селекционеров их детища, выношенные и выхоленные за много лет, как родные ребятишки. Кандидат сельскохозяйственных наук Ирина Маркова, например, один из пшеничных сортов даже решила назвать в честь своей мамы «цесаревной».

— Фамилия её была Цицарева, отсюда и «цесаревна». Перед уборкой эта пшеница окрашивается в очень красивый «румяный» цвет, — говорит Ирина Николаевна. — Вообще все свои сорта мы сами называем: в память о важных событиях, достойных людях, просто о том, что дорого сердцу. Допустим, сорт яровой пшеницы назван «Зинаидой». Во время войны сюда приехала работать Зинаида Фёдоровна Шишанова – она создала прекрасный сорт яровой мягкой пшеницы «камышинская 3», из муки которой получается высокий, воздушный, очень вкусный хлеб.

В просторной блузе и шляпе, защищающей лицо от зноя, Ирина хозяйкой ходит по своим делянкам, обстоятельно посвящая нас в историю каждого сорта, давая качественные характеристики своим любимцам и даже вспоминая по теме любопытные исторические факты:

— Вы знаете, почему одну пшеницу называют белозёрной, а другую краснозёрной? Когда-то, ещё при царе Горохе, работали простейшие мельницы, которые давали 60 – 70 процентов выхода муки. И чем тоньше, чем светлее оболочка зерна пшеницы, тем больше получался выход. А краснозёрные сорта надо обмолачивать — из-за большого отхода мука из них становится серой. Раньше селекционеры старались сосредоточиваться на белых сортах (у них и зерно крупнее), сейчас и с краснозёрными работаем.  У меня тут половина массива засеяна белозёрной, а другая половина – краснозёрной. Требуется очень хорошее зрение, чтобы отличить материал, когда насыпаешь зёрна в отборочную ёмкость и смотришь на оттенок: у белой он с зеленцой, у красной с багрянцем.

Смотрит, скрещивает, переживает за урожайность и жаростойкость сортов сельскохозяйственных культур Ирина Николаевна уже сорок лет. «У меня здесь больше всех стажа!» — с гордостью говорит она. Приехала сюда сразу после окончания саратовского института, где готовили грамотных специалистов, способных сразу же приступить к работе.

Сначала Ирина погрузилась с головой в селекцию ячменя (он тогда занимал второе место в регионе по посевным площадям). В итоге после всех положенных манипуляций в госреестр был занесён «камышинский 23» — высокоурожайный, засухоустойчивый, не поражаемый твёрдой головнёй ( это такое заболевание растений). В 90-е годы фермеры его даже предлагали обменивать на сахар и машины – лишь бы им дали семян. А сейчас отношение к сорту немного другое – он у нас тяжело обмолачивается, нужно увеличивать обороты барабана на комбайнах. 

Много историй про разные культуры хранит память Ирины Николаевны, а дополнительные знания она, влюблённая в природу с детства, черпает из опыта коллег и собственных наработок. С чем-то широко распространённым бывает не согласной. Например, с утверждением, что каша из полбы имеет ореховые нотки. «Да не почувствовала я там никакого ореха, больше на молодую кукурузу похожа. Только варить её надо не на молоке, а на воде».

Своё мнение на этот счёт многим, в том числе и мне, составить сложно. Эту самую полбу одни  видели только на полках камышинского гипермаркета в пакетиках за 85 рублей, другим и вовсе  она знакома только по строчке в пушкинской «Сказке о Попе и работнике его Балде». Помните, главный герой договаривался о плате за свои труды: «Буду служить тебе славно,/ Усердно и очень исправно,/ В год за три щелка тебе по лбу,/ Есть же мне давай варёную полбу».

Поэт имел в виду грубую, зато питательную кашу, которая когда-то была основным продуктом в бедных семьях. А вот о полбе как об особом виде злаков и её современном состоянии вместе с Ириной Марковой нам рассказал руководитель местной лаборатории селекции Павел Смутнев.

Чем больше – тем лучше

— Павел Анатольевич, понятно, что в нынешних условиях санкций особенно важно развивать собственную селекцию, чтобы никак не зависеть от западной. А вот для чего вообще нужно такое генетическое разнообразие сельскохозяйственных растений?  Зачем вам в отделе настолько обширный диапазон: и мягкая озимая пшеница, и яровой ячмень, и посевное просо, и многие другие культуры?

— Чтобы не только, по большому счёту, накормить людей, но и обеспечить им здоровое питание. Не секрет, что человек не может себя хорошо чувствовать, регулярно употребляя в пищу только определённый вид пшеницы, корнеплодов и так далее. Ему необходимо разнообразие в еде. И лучше всего – зерно, ягоды, корнеплоды с той территории, где он живёт и к условиям которой привык. Для этого селекционеры и создают новые сорта, собирают коллекции, просчитывают их потенциал.

Если говорить конкретно о полбе – то она, хоть и ближайшая родственница пшеницы, но продукт по-своему уникальный. Он будет полезен людям с сахарным диабетом, аллергикам, тем, кто страдает анемией, хочет похудеть или просто укрепить иммунитет.

— На что похожи зёрна полбы?

— На пшеничные, но крупнее по размеру. Их отличительная черта — защита жёсткой оболочкой – таким «щитом» от влияния вредителей, засухи и сорняков.

Новое – это хорошо забытое старое

По словам Павла Анатольевича, полба в России незаслуженно была надолго забыта (отчасти из-за её невысокой по сравнению с пшеницей урожайности и трудностей в обработке – нужно иметь в наличии технику и немало усилий приложить, чтобы отшелушить зёрна от приросшей плёнки).

В 21-м веке пыль забвения с полбы стряхнул доктор сельскохозяйственных наук профессор Анатолий Мережко. Он вместе с единомышленниками изучил коллекцию, имевшуюся во Всероссийском институте генетических ресурсов растений имени Вавилова. Отобрал лучшие по агрономическим показателям образцы и начал с ними работать дальше. В результате длительного труда появился новый плёнчатый сорт. Но однажды случилось так, что при осмотре делянок кто-то из гостей подначил Мережко: «Хвалите свою полбу, а её из-за плёнчатости неудобно использовать в производстве. Вы сделайте её голозёрной». И Анатолий Фёдорович взялся за работу, растянувшуюся почти на 20 лет. Кроме других важных показателей, учёный никогда не забывал и о вкусовых качествах будущей продукции. Анализировал он их, как зачастую и наши современные селекционеры, используя самые простые подручные средства. Например… китайские ситечки для чая. Ну а дегустаторами выступали члены семьи Мережко – они первые отведывали приготовленную кашу и делились впечатлениями. Таким образом, в конце концов появилось два десятка голозёрных линий полбы с достаточно высокой продуктивностью.

— Нам, конечно, интереснее выращивать продукцию, на которую сейчас есть спрос у фермеров, —  говорит Ирина Николаевна. – Вот, например, здесь пшеница сорта «фурор» посеяна. Это заказ инвестора, который захотел, чтобы для него сделали краснозёрную яровую мягкую  пшеницу. В прошлом году «фурор» показал превышение стандарта на шесть центнеров. В этом погодные условия тоже складываются для него благоприятно, поэтому будем ждать хорошего урожая. Но и полбу, и другие культуры тоже, конечно, необходимо улучшать. Всё меняется, неизвестно, что будет дальше, и надо быть готовыми к разным запросам.

Очень хочется надеться, что через несколько лет в Камышинском районе появится свой сорт полбы и наши жители смогут по достоинству оценить и текстуру, и лёгкие кукурузные (или всё-таки ореховые?) тона, присущие блюдам из этого злака. Во всяком случае, обнадёживающее начало районными учёными положено. 

Елена Кулыжкина.

Фото автора

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Сетевое издание «Уезд. Вести Камышинского района» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, номер свидетельства ЭЛ №ФС77-67638
Учредители: муниципальное бюджетное учреждение «Уезд»
Главный редактор: Наталья Юрьевна Хрипкова
Адрес редакции и издателя: 403893, г. Камышин Волгоградской области, ул. Республиканская, 47
В соответствии с Законом о СМИ письма публикуются на усмотрение редакции. Публикуемые материалы не всегда отражают точку зрения редакции. Ответственность за содержание рекламы и её достоверность несёт рекламодатель